Диакон


Диа́кон (через церк.-слав. диꙗконъ[1], от м. р.[2] и ж. р.[3] др.-греч. διάκονος[1] — «слуга[4]»), также разг. дьяк, дья́кон[4], уменьш.-ласк. дьячо́к[5] (через диꙗкъ[4], от διάκος, διάκων[4], укр. дя́кон[1]) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Ниже их по чину — иподиаконы.

Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении, но[6] самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. Совершение литургии и богослужений суточного круга возможно осуществлять без диакона, поскольку епископ (или священник) может возглавлять богослужения в одиночку.

Диакона из монашествующих называют «иеродиаконом». Первого диакона, служащего при епископе, называют «протодиаконом» (или «архидиаконом», если он из монашествующих).

Ещё до разрушения второго Храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло три служителя, называемых «парнасин» (פרנסין‎ — «раздаватели милостыни») или «габай-цдака» (גבאי‎ габай — «собирающий налоги» и צְדָקָה‎ цдака — «милостыня»), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай-цдака должен был также хорошо знать Тору. Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, включила в себя, по всей видимости, и должность габай-цдака, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие диаконос и цдака)[источник не указан 4330 дней].

Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых апостолов (Деян. 6:1-8), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (см. Святые диаконы). В тексте книги Деяний сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν, диа́конин) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία, диакони́а) слова». Таким образом, в тексте Деяний семеро не названы диаконами, в отличие от текстов Посланий апостола Павла. Впервые слово «диакон», как обозначение определённого церковного служения, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (Фил. 1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (1Тим. 3:8-13).