Алетейя (богиня)


Алетейя (др.-греч. Ἀλήθεια — «истина») — богиня греческой мифологии, дочь Зевса, персонификация истины[1]. Плутарх назвал её кормилицей Аполлона[2]. Её аналогом в римской мифологии была Веритас, дочь Сатурна[3] или Хроноса[4].

Согласно 530-й басне Эзопа, она была слеплена из глины Прометеем, но в этот момент его вызвал Зевс. Тогда подмастерье Долос (олицетворявший в мифах обман) слепил почти идентичную фигуру, только для ног не хватило глины. Вернувшийся Прометей увидел их и, поразившись сходству, решил обжечь в печи и оживить обеих. С тех пор священная Истина шла размеренными шагами, а её двойняшка спотыкалась.

Nuda veritas, общеизвестная «голая правда» (лат.), появляется в «Одах» Горация. Напротив, в древности она, видимо, фигурировала в основном в белых одеждах, так же изображалась и в античной живописи. Филострат Старший писал, что в храме Амфиарая в Оропе облачённая так Алетейя стояла рядом с воротами снов, указывая, что в этом месте спящий оракул находит истину[5].

По словам Клавдия Элиана, верховный египетский судья (старейший жрец) носил сапфировую фигуру на шее, которая называлась Aletheia[6].

Генрих Юлий Брауншвейг-Вольфенбюттельский в 1597 и 1598 годах чеканил правдивый талер с изображением на реверсе обнажённой Правды, попирающей ногами Ложь и Клевету.

Аллегорическая фигура обнажённой Истины представлена на знаменитой картине Сандро Боттичелли «Клевета». Она воспроизвела картину древнегреческого художника Апеллеса по описанию в трактате Лукиана «О клевете». В конце XIX века Густав Климт включал подобные фигуры в некоторые свои произведения[7][8].