Алсиб


Алсиб («Аляска — Сибирь», «воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») — воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.

После нападения Третьего Рейха на СССР, Советский Союз получил возможность и стал закупать военную технику и оборудование у союзников. В том числе и самолёты. В США первая партия боевых самолётов была закуплена в августе 1941 года, а с октября 1941 года поставки в СССР стали происходить в рамках ленд-лиза. Во время войны самолёты доставлялись в Союз по договору ленд-лиза по нескольким маршрутам: через северную Атлантику до Мурманска и Архангельска; через Тихий океан до Владивостока; по Трансиранскому маршруту: по Индийскому океану до иракского порта Басра, и далее через Иран в СССР; а так же по Алсибу, являвшемуся одним из маршрутов[1].

Работы по сооружению авиатрассы начались в октябре 1941 года. 9 октября Госкомитет обороны принимает постановление № 739 об организации и оборудовании воздушной линии Красноярск — Уэлен. То есть об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, Чукотку и центральные районы Якутии до Красноярска: город Ном на Аляске — Анадырь — Сеймчан — Якутск — Киренск — Красноярск. Согласно постановлению трасса должна заработать к 30 декабря 1941 года. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) под началом генерал-майора В. С. Молокова. Действующие аэродромы в Анадыре, Марково, Сеймчане, Берелёхе и Зырянке для использования на будущей трассе передавались от Дальстроя и Управления полярной авиации Главсевморпути в подчинение Главного управления Гражданского воздушного флота. Начальником строительства авиалинии назначен Д. Е. Чусов. 13 октября сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов[2].