Alter ego


Alter ego (а́льтер э́го; в переводе с лат. — «другое я» или «другой я»[1][2]) — реальная или придуманная альтернативная личность человека либо персонажа, в характере и поступках которого отражается личность автора (писателя). Это может быть лирический герой, образ, закрепившийся за псевдонимом, наместник или даже одна из множества личностей, появившихся при наличии у индивида диссоциативного расстройства личности. [источник не указан 1485 дней].

Выражение alter ego стало распространённым благодаря обычаю, принятому в некоторых[каких?] государствах Европы в прошлом: когда король передавал всю свою власть какому-нибудь наместнику, он награждал его званием «королевского второго я» — «альтер эго регис».

Считается, что такой обычай возник на Сицилии. Первым же, кто произнёс эти слова[источник не указан 188 дней], был греческий философ Зенон Китийский, живший в IV—III веках до н. э.

Термин иногда используется в литературе и других творческих работах в описании персонажей, психологически схожих между собой или с автором. Например, персонаж нескольких фильмов Антуан Дуанель — альтер эго его создателя, режиссёра и сценариста Франсуа Трюффо.

Форма альтер эго используется в повести Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Бартоломью Риан (Bartholomew Ryan) в своём анализе мифологизации изгнанного «я» указывает на родственные связи романов Джеймса Джойса «Портрет художника в юности», «Улисс» и «Поминки по Финнегану» с романом-эссе «Книга непокоя» Фернанду Пессоа. Исследователь находит параллель между перевоплощениями Джойса в Стивена Дедала или Леопольда Блума, а Пессоа — в Бернарду Соареша или А́лвару де Кампуша[3]. Под изгнанием собственного «я» Риан понимает перевоплощение (англ. othering) как воплощение alter ego в творческую личность, существующую только в литературе, а в случае Пессоа — расщепление в множество личностей-гетеронимов.

В кинематографе использование альтер эго можно наблюдать в фильме Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», где персонаж Тайлер Дёрден (роль Брэда Питта) выступает в качестве альтер эго главного рассказчика (роль Эдварда Нортона).