Корто, Альфред


Альфре́д Дени́ Корто́ (фр. Alfred Denis Cortot; 26 сентября 1877, Ньон — 15 июня 1962, Лозанна) — один из крупнейших пианистов Франции XX века[1], дирижёр и педагог. Специалист, прежде всего, по творчеству Шопена и Шумана. Как член жюри музыкальных конкурсов, повлиял на судьбы и предпочтения музыкального мира.

Родился во франкоязычной части Швейцарии. Учился в Парижской консерватории у Эмиля Декомба и Луи Дьемера, был удостоен Гран-при в 1896 году. Как профессиональный пианист дебютировал в 1897 году, исполнив Третий фортепианный концерт Бетховена[2].

В 1898—1901 годах работал хормейстером и ассистентом дирижёра на Байрёйтском фестивале, а в 1902 году в Париже под его управлением состоялась премьера «Гибели богов» Вагнера. Ради того, чтобы слушатель смог познакомиться с «Парсифалем» Вагнера, бетховенской Торжественной мессой, «Немецким реквиемом» Брамса и новыми работами французских композиторов, организовал специальное концертное общество[2].

В 1905 году сформировал с Жаком Тибо и Пабло Казальсом трио, за которым утвердился авторитет ведущего фортепианного трио эпохи (и образца для всех времён). С 1907 по 1923 года преподавал в Парижской консерватории, среди его учеников — И. Лефебюр, В. Перлмутер, К. Хаскил. В 1919 году основал Нормальную школу музыки. Его курсы по музыкальной интерпретации вошли в легенду. Среди учеников школы — Э. Боши, Ш. Брюк, К. Энгель, Р. Левенталь, Д. Липатти, Дж. Ловенталь, П. Зальцман, М. Тальяферро, В. Лотар-Шевченко. В 1925 году осуществил первую в мире электроакустическую запись классической музыки — экспромт Шопена и «Литанию» Шуберта.

Во время Второй мировой войны поддерживал оккупацию Франции и режим Виши. Был членом Национального совета, неизбирательного совещательного органа правительства Виши. Выступал на спонсируемых нацистами концертах, служил Верховным комиссаром искусств Виши. По окончании оккупации был объявлен персоной нон грата[2].

Некоторые исследователи мотивируют поведение Корто его преданностью великой немецкой музыкальной культуре. Кроме того, его жена Клотильда Бреаль, дочь лингвиста Мишеля Бреаля, была еврейкой, а её двоюродная сестра Лиза Блох была замужем за Леоном Блюмом. Так или иначе, но Корто запретили в течение года любые публичные выступления, и его авторитет во Франции весьма пострадал, хотя других стран (в особенности Италии и Англии) это не коснулось, и он всегда оставался там музыкантом на особом счету.