Аль-Мунзир III


Аль-Мунзир III ибн Имру-ль-Кайс или аль-Мунзир III Ибн Ма ас-Сама («Сын Небесной воды») (ум. в июне 554 года) — царь (малик) государства Лахмидов в 512/513554 годах, участник ирано-византийских войн 526—532 и 541—562 годов. Наместник шаханшаха Хосрова I Ануширвана в землях центральной Аравии.

Аль-Мунзир III был сыном лахмидского царя Имру-ль-Кайса III[1] и Мауии (Марии), прозванной за свою красоту Ма ас-Сама («Небесная (то есть дождевая) вода»), поскольку дождь у арабов считается благодатью. От прозвища Мауии происходит и прозвище самого аль-Мунзира — Ибн Ма ас-Сама («Сын Небесной воды»)[2]. Мать аль-Мунзира происходила из племени Бану-н-Намир (намириты)[3] и, согласно аль-Исфахани, в своё время была захвачена Имру-ль-Кайсом III во время одного из набегов на аднанитские племена Бану Рабиа[4].

Отец аль-Мунзира правил семь лет после «блюстителя престола» Абу Яфура аз-Зумайли, который управлял лахмидским государством три года. Если учесть, что Абу Яфур аз-Зумайли был назначен правителем после смерти царя ан-Нумана II в августе 503 года, то отец аль-Мунзира III, Имру-ль-Кайс III, должен был прийти к власти между летом 505 и летом 506 года (в зависимости от того, как авторы хроник рассчитывали количество лет правления: учитывали они только полные годы или неполные тоже). Соответственно, окончание семилетнего срока правления Имру-ль-Кайса III и вступление на престол его наследника аль-Мунзира III приходится на 512 или 513 год[5].

Аль-Мунзир унаследовал власть в непростое для династии Лахмидов время. Согласно Ибн Хабибу и некоторым другим мусульманским авторам, усилившийся на юге правитель киндитов аль-Харис ибн Амр вторгся в Ирак и отвоевал у Лахмидов часть их владений. После смерти Имру-ль-Кайса III шаханшах Ирана, в вассальной зависимости от которого традиционно находились Лахмиды, предложил аль-Мунзиру III и аль-Харису ибн Амру принять зороастризм маздакитского толка. После того как аль-Мунзир отказался принять новую веру шаханшах Кавад I изгнал его и передал владения Лахмидов аль-Харису, согласившемуся принять маздакизм[6]. Действия Кавада I можно, вероятно, объяснить желанием посредством распространения зороастризма на киндитов привлечь их на свою сторону, оторвав от иудейского царя Химьяра, которому они подчинялись в то время. Кавад I рассчитывал сделать аль-Хариса своим союзником или вассалом и тем самым расширить своё влияние на подчинённые аль-Харису арабские племена. При этом шаханшах позволил киндитам переселиться за Евфрат в область, примыкающую к самому Ктесифону, что свидетельствует о союзнических отношениях между Кавадом и аль-Харисом[7].