Американский фигуративный экспрессионизм


Американский фигуративный экспрессионизм (англ. American Figurative Expressionism) — движение изобразительного искусства XX века, которое впервые зародилось в Бостоне, а затем распространилось по всей территории Соединенных Штатов Америки. Искусствоведы и критики экспрессионизма, часто затрудняются дать чёткое определение арт-движению[1][2]. Однако, одно из определении классифицирует движение как гуманистическую философию, поскольку оно ориентировано на человека и рационалистично. Формальный подход к обращению с краской и пространством также часто считается определяющей чертой[3], так как является радикальной, а не реакционной приверженностью фигуре[2].

Термин «фигуративный экспрессионизм» возник как противопоставление абстрактному экспрессионизму[4]. Подобно немецкому экспрессионизму, американское движение решает проблемы, лежащие в основе экспрессионистской чувствительности, такие как личная и групповая идентичность в современном мире, роль художника как свидетеля таких проблем, как насилие и коррупция, и природа творческого процесса и его последствия[3]. Эти факторы говорят о сильной ассоциации движения с эмоциональным выражением внутреннего видения художника, с помощью решительных мазков и смелым выбором цветов в таких картинах, как «Звездная ночь» Винсента Ван Гога и «Крик» Эдварда Мунка. Они также говорят об отказе от внешнего реализма импрессионизма и предполагают влияние символизма, которое видит смысл в линии, форме, форме и цвете.

Экспрессионистское движение зародилось у художников начала XX-го века: Джеймса Энсора, Эдварда Мунка и Винсента Ван Гога. В то же время французские, немецкие и русско-германские группы, работавшие в период с 1905 по 1920 годы, способствовали его развитию. Французская группа, концентрировавшаяся на живописных аспектах своей работы, в частности на цвете, получила название фовисты («дикие звери»), а Анри Матисс считается одним из идеологических лидеров. Основанная в Дрездене группа была известна как арт-группа Мост, которая стремилась «соединить» прошлое[5]. Самоучки арт-группы Мост, как и фовисты, проявляли большой интерес к примитивизму, но их выбор цветовой палитры был менее естественным, чем у французов, а их городские пейзажи более контурными. Их произведения также иногда было сексуальными, в духе отчуждения, которое они выражали в гравюре на дереве и скульптуре. В последнюю группу, Синий всадник, базировавшуюся в Мюнхене, входили преимущественно русские художники, включая Василия Кандинского. Произведения этой группы были значительно более абстрактными, отвергшие реалистичный подход картины Кандинского «Синий всадник», которая и дала группе её название.