Амир Хосров Дехлеви


Ами́р Хосро́в Дехлеви́, настоящее имя Абу́ ль-Хаса́н Ями́н ад-Дин Хосро́в (перс. ابوالحسن یمین‌الدین خسرو‎, урду ابوالحسن یمین‌الدین خسرو, хинди अबुल हसन यमीनुददीन ख़ुसरो; 1253, Патиали, ныне штат Уттар-Прадеш, — 1325, Дели, Делийский султанат) — индийский поэт, учёный. Писал на персидском и диалекте Северной Индии (кхари-боли), позднее лёгшем в основу языков урду и хинди[3]. Служил придворным поэтом и хронистом. Поэзия Амира Хосрова имела огромное значение в истории индийской литературы. Его иногда называют «голосом Индии» (Тути-е-Хинд) и «отцом литературы на урду»[4][5][6][7].

Хосров считается «отцом каввали» (религиозной музыкальной формы суфиев на Индийском субконтиненте). Он ввёл в Индию газельный стиль песни, который до сих пор широко распространен в Индии и Пакистане[8][9].

Хосров был экспертом по многим стилям персидской поэзии, которые были разработаны в средневековой Персии, от касыд Хагани Ширвани до «Хамсе» Низами Гянджеви.

Он писал во многих стихотворных формах, включая газель, маснави, кыта, рубаи, до-байти и таркиб-банд. Его вклад в развитие газели был значительным[10].

Амир Хосров родился в 1253 году в Патиали, недалеко от Эты, на территории современного индийского штата Уттар-Прадеш, в тогдашнем Делийском султанате. Отец Хосрова, Амир Сейфу-д-дин Махмуд, был одним из среднеазиатских командиров тюркского[10] племени лачин. А по другой версии возводившего себя к кара-китаям Шахрисабза[11][12].

Амир Хосров вырос в Кеше, небольшом городке под Самаркандом (совр. Узбекистан). Когда он был молодым, регион был опустошён вторжением Чингисхана в Центральную Азию, и большая часть населения бежала в другие страны. Индия была одним из тех мест, куда бежали многие семьи, в том числе семья Амира Саифу-д-дина, которая покинула Кеш и отправилась в Балх (ныне Северный Афганистан). Это было относительно безопасным местом; отсюда они послали представления делийскому султану в поисках убежища и помощи. Им было дано разрешение, и затем группа отправилась в Дели. Правитель Дели султан Шамсу-д-дин Ильтутмиш как и они был тюрком; на самом деле, он вырос в том же регионе Центральной Азии и в прошлом столкнулся с несколько схожими обстоятельствами. По этой причине группа в первую очередь обратилась к нему. Ильтутмиш не только приветствовал беженцев в своем дворе, но также предоставил некоторым из них высокие должности и поместья. В 1230 году Амиру Саифу-д-дину было предоставлено поместье в районе Патияли.