Анализ социальных сетей


Ана́лиз социа́льных сете́й (англ. Social network analysis) представляет собой исследование социальных сетей, рассматривающее социальные отношения в терминах теории сетей[англ.]Перейти к разделу «#Метрики». Эти термины включают в себя понятие узла (отображает отдельного участника в пределах сети) и связи (отображает такие отношения между индивидами, как дружба, родство, положение в организации, интимные отношения, и т. д.)[1][2]. Эти сети часто описывают в виде социальных сетевых схем[англ.], где узлы представлены в виде точек, а связи представлены в виде линийПерейти к разделу «#Моделирование и визуализация сетей».

Анализ социальных сетей возник как ключевая техника современной социологии. Он получил значительное распространение в антропологии, биологии, коммуникативных исследованиях, экономике, географии, истории, информатике, организационных исследованиях[англ.], политологии, социальной психологии, исследовании развития[англ.] и социолингвистике, и сейчас легко доступен как потребительский инструмент[3][4].

Анализ социальных сетей берёт свои теоретические истоки в работах ранних социологов, таких как Георг Зиммель и Эмиль Дюркгейм. Эти учёные писали о важности изучения шаблонов отношений, связывающих участников социального взаимодействия. Социологи используют понятие «социальная сеть» с начала XX века для обозначения сложных наборов отношений между членами социальных систем на всех уровнях, от межличностных до международных. В 1954 году Дж. А. Барнз начал систематически использовать этот термин для обозначения моделей связи, охватывающих как понятия, традиционно использовавшиеся населением, так и понятия, которые использовались социологами: связанные группы (например, племена, семьи) и социальные категории (например, пол, этническая принадлежность). Такие учёные как Рональд Берт[англ.], Кэйтлин Карлей[англ.], Марк Грановеттер, Дэвид Кракхардт[англ.], Эдвард Лауманн[англ.], Анатоль Рапопорт, Барри Веллман[англ.], Дуглас Р. Уайт[англ.] и Харрисон Уайт[англ.] расширили использование систематического анализа социальных сетей[5]. Даже при изучении литературы сетевой анализ применялся Анхайером, Герхардсом и Ромо[6], Воутер Де Нуй[7], Бёрджерт Сенекал[8]. Анализ социальных сетей нашёл действительное применение как в различных академических дисциплинах, так и на практике, в таких областях, как отмывание денег и терроризм.

Гомогенность (англ. Homophily): степень, с которой схожие участники формируют связи между собой в сравнении с несхожими. Схожесть может быть определена по половому признаку, расе, возрасту, роду занятий, достижениям в области учёбы, статусу, ценностям или по другим выделяющимся характеристикам[9]. Понятие гомогенности связано с ассортативностью.

Множественность (англ. Multiplexity): количество форм, содержащихся в связи[10]. Например, два человека, которые являются друзьями и работают вместе будут иметь множественность, равную 2[11]. Множественность связана с прочностью отношений.