Анархо-феминизм


Ана́рхо-фемини́зм (ана́рха-фемини́зм, анархи́ческий фемини́зм) — синтез анархизма и феминизма. Анархистки феминистской направленности выступают против всех правительств, любого вида иерархий и лидеров[1]. Анархо-феминизм рассматривает патриархат как фундаментальное проявление существующей государственной системы и главную проблему общества. Анархо-феминистки считают, что борьба против патриархата — важнейшая составляющая классовой борьбы и борьбы анархисток против государства и капитализма. По мнению анархо-феминисток, для создания альтернативной системы, в которой женщины сами смогут контролировать свою жизнь, необходимо непосредственное действие, опирающееся на революционный потенциал женщин[1].

По существу, эта идеология видит борьбу анархисток как необходимый компонент борьбы феминисток/профеминистов, и наоборот. В США, в основном, распространены индивидуалистические формы анархо-феминизма, в то время как в Европе делается больший акцент на коллективизме.

Анархо-феминизм был вдохновлён работами таких анархо-феминисток конца XIX — начала XX века, как Эмма Гольдман, Вольтарина де Клер, Дора Марсден[англ.] и Люси Парсонс. Ранняя феминистка Мэри Уолстонкрафт имела протоанархические взгляды, а её мужа Уильяма Годвина часто считают выдающимся предтечей анархизма и анархо-феминизма. Во время гражданской войны в Испании для защиты анархических и феминистических идей самоорганизовалась группа «Mujeres Libres» (с исп. — «Свободные женщины»).

Анархо-феминизм критикует взгляды многих теоретиков традиционного анархизма (в их числе Пьер-Жозеф Прудон), так как они зачастую рассматривали патриархат как незначительную проблему, являющуюся второстепенной по отношению к капитализму, которая исчезнет вместе с ним. Некоторые даже поддерживали патриархальные отношения. Прудон, например, рассматривал семью как базовую ячейку общества и его нравственности и считал, что женщины несут ответственность за исполнение традиционной роли внутри семьи. Михаил Бакунин, вопреки укоренившемуся заблуждению, не являлся противником женского освобождения, а вёл борьбу со всеми властными институтами (включая патриархат) и выдвигал предложения в пользу улучшения положения женщин в рамках построения безгосударственного общества[2]. По мнению американских феминисток Пегги Корнеггер[англ.] и Кэрол Маргарет Эрлих, только анархо-коммунизм Кропоткина совместим с феминистскими представлениями[3].

По мнению Корнеггер и Эрлих, феминизм и анархизм взаимодополняют друг друга: феминизм расширяет анархизм через тематизирование других отношений угнетения и женского компонента, а анархизм даёт феминизму понимание общественной иерархии и революционную концепцию. Они также считали, что феминистки являются естественными анархистками. Л. Сюзан Браун[англ.] также считала, что «поскольку анархизм — политическая философия, противопоставляющая себя всем властным отношениям, он по сути своей является феминистским».