Английские средневековые надгробия


Английские средневековые надгробия — совокупность надгробных памятников и сооружений, включая эффигии, часовни, канопий и надписей, находящихся на территории Англии и Уэльса. Предметом особого интереса антикваров и историков являются средневековые церковные памятники, сохранившиеся в наибольшем количестве именно в Англии. Скульптуры изготавливались из камня, пурбекского мрамора, алебастра, дерева или медных сплавов, в основном латуни[1].

Интерес к изучению средневековой английской церковной скульптуры возник довольно рано. Уже в XV веке Уильям Вустерский обращал на них внимание в своих путевых заметках. Значительно возрос интерес к памятникам после начала Реформации. С XVI века помещёнными на них сведениями пользовались герольды для установления родословных и прав на использования гербов. По церквям графства Кент провёл систематические исследования герольд Джон Филипот[en] (ум. 1645), и несколько позднее Элиас Эшмол собрал данные по надгробиям долины Темзы. События Английской революции вызывали опасения, что содержащиеся на них сведения могут быть утрачены. В результате в 1640—1641 годах антиквар Уильям Дагдейл подготовил «Книгу памятников» («Book of Monuments») с иллюстрациями священника Уильяма Седжвика[en], содержащую описания всех примечательных памятников Вестминстерского аббатства и главных церквей Англии. С середины XVIII века надгробия стали объектом не только генеалогических исследований, особенно в рамках деятельности основанного в 1707 году Королевского общества древностей. Памятники теперь рассматривались как возможность заглянуть вглубь национального прошлого, и ключевой фигурой на данном этапе стал один из председателей общества, хартфордширский помещик Ричард Гоф[en]. Изданная им трёхтомная монография «The Sepulchral Monuments of Great Britain» (1786—1799) была вдохновлена более ранним аналогичным исследованием аббата Монфокона[2]. Работа Гофа вдохновила последователей, и далее последовали «Monumental Effigies of Great Britain» Чарльза Стотарда[en] (1817) и «Monumental Remains of Noble and Eminent Persons» Эдварда Блора (1826). Новый импульс в изучении надгробных памятников придало движение «католического возрождения» с его энтузиазмом к средневековой культуре. В середине XIX века ряд важных монографий о каменных скульптурах опубликовали Чарльз Баутелл[en] и Эдвард Каттс[en], появлялись публикации в местных изданиях. Тогда же в отдельное направление исследований выделилось изучение металлических памятников[en] (англ. brasses); важной вехой в этой области стала монография Герберта Хейнса[en] «Manual of Monumental Brasses» (1861). После некоторого спада в первой половине XX века, «латунное» направление получило дальнейшие развитие в трудах Пола Бински[en], Николаса Роджерса, Джона Блэра[en] и Малькольма Норриса. Развитие изучения «латуни» поставило методический вопрос о единстве предмета изучения церковных памятников, так как появилась тенденция рассматривать эффигии в рамках истории скульптуры[3].