Анжеро-Судженск


Анже́ро-Су́дженскгород в Кемеровской области России, в 80 км к северу от областного центра — Кемерово. Административный центр Анжеро-Судженского городского округа. Город областного подчинения. Моногород Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением[2]. С 2016 года город имеет статус ТОСЭР[3].

Анжеро-Судженск расположен в Кузнецкой котловине, в 80 км к северу от Кемерово. Железнодорожная станция Анжерская на линии Тайга (Западно-Сибирская железная дорога) — Мариинск (Красноярская железная дорога) Транссибирской магистраль.

Жизнь Анжеро-Судженска связана с развитием угольных месторождений, открытых в конце 19 столетия. Поселения на месте современного Анжеро-Судженска возникли в 1896—1897 годах в связи со строительством железнодорожной магистрали и началом добычи угля. Посёлок Анжерка был назван по расположению на реке Анжера; название посёлка Судженка перенесено выходцами из Курской губернии, где есть река и город Суджа.

В 90-х XIX века началось строительство Великого Сибирского железнодорожного пути от Урала до Тихого океана через всю Сибирь. В связи с этим были организованы крупные геологические исследования в стовёрстной полосе вдоль дороги. Требовалось выяснить устойчивость полотна и выемок, переходов через реки, водоснабжение, найти строительные материалы, железные руды, горючие ископаемые и многое другое. Работы продолжались около 10 лет. Исследования вдоль Транссиба проводились специальными «горными» партиями, в состав которых были привлечены известные геологи того времени: А. Н. Державин, А. М. Зайцев, А. А. Краснопольский, П. К. Яворовский. Руководил работами директор геологического комитета А. П. Карпинский. При исследовании северо-восточной части Кузнецкого бассейна в Анжеро-Судженском районе были отмечены угленосные отложения в бассейнах рек Малые Козлы и Мазаловский Китат. Были обнаружены большие угольные запасы, что доказывало продолжение Кузнецкого бассейна на север, включая и Анжеро-Судженский район. Первая заявка на промышленную разработку угля на реке Мазаловский Китат была сделана в 1894 году инженером Б. Ф. Корвин-Саковичем. Здесь в 1896—1897 годах возникли Судженские копи, а в 1898 году по настоянию П. К. Яворовского начала работу Анжерская казённая копь. В 1896 году право на разработку Судженских копей попадает в руки коллежского асессора Перфильева и омского купца Ремённикова. В 1897 году их компаньоном становится Лев Александрович Михельсон, который с 1899 года стал единственным владельцем копей.

Одно из первых предприятий города — железнодорожная станция «Анжерская». В год окончания строительства (1895) это был маленький разъезд. Перед Первой мировой войной промышленная добыча угля на копях велась на четырёх шахтах, ещё на трёх шли подготовительные работы. В 1915 году Анжерские и Судженские копи выдавали на-гора 92 % от всей добычи угольных предприятий края. В 1901 году началось строительство первой в Кузбассе Центральной электрической станции. ЦЭС начала работу в 1905 году.