Анна Каренина (фильм, 1997)


«Анна Каренина» (англ. Anna Karenina) — англо-американский художественный фильм 1997 года производства компании «Icon Productions», снятый в РоссииМоскве и Санкт-Петербурге) британским режиссером Бернардом Роузом при участии русских, британских, французских, канадских и американских актеров на производственной базе Ленфильма и российской студии «ТРИТЭ» по одноимённому роману Льва Толстого. В России премьера на телевидении состоялась 9 июня 1998 года на канале ТВ Центр.

Россия конца XIX века. Замужняя дворянка Анна Каренина, во время своей поездки в Москву влюбляется в молодого офицера Алексея Вронского. Опасаясь осуждения общества, женщина сперва отвергает его внимание, но Алексей продолжает настойчивые ухаживания и едет вслед за ней в Санкт-Петербург. Спасаясь от серых будней, Анна принимает любовь Вронского.

Их связь становится явной, и Анна настойчиво просит развод у Каренина, на что муж отвечает отказом. Анна измучена в повседневной борьбе со сплетнями. Она теряет надежду, когда Вронский собирается на войну. Каренина сильно переживает потерю сына (он остался с отцом — свидания запрещены), внутренняя тревога и боль доводят её до отчаяния, и она принимает решение покончить с собой.

Редактор сайта "Культура.РФ" (culture.ru) Дарья Лёгкая охарактеризовала фильм 1997 года как одну из «самых знаменитых и одновременно спорных экранизаций романа». Отмечено, что кинокритиков смутили слишком стремительный характер повествования, расхождения с сюжетом оригинального романа, большое количество сцен близости Карениной с графом Вронским (что экспертами было воспринято как отсутствие у героев иных взаимных чувств, кроме плотского влечения), при этом успех у зрителей связывается с красотой планов, костюмами, музыкальным сопровождением и хорошо подобранной исполнительницей главной роли. Особо выделены костюмы Софи Марсо: «все они были выполнены в чёрно-белой гамме. Когда Анна была счастлива, в ее костюмах доминировал белый цвет, а когда страдала — чёрный» [1].

В журнале Знамя фильм назван «заметной вехой в истории киноэкранизаций романа», отмечены параллели с фильмом «Сибирский цирюльник» в стиле киноязыка и образе Российской империи XIX века, беспрецедентная в сравнении с прошлыми экранизациями доля внимания к Левину, а злоупотребление Анны наркотиками охарактеризовано как заметный акцент, преобладающий с 90-х годов XX века в толковании судьбы Карениной: «личность Анны разрушилась вследствие употребления наркотических препаратов»[2].