Анний из Витербо


Анний из Витербо (итал. Annio da Viterbo, лат. Joannes Annius Viterb(i)ensis), 1432 или 1437—1502) — итальянский богослов и историк, член ордена доминиканцев.

Анний известен как фальсификатор исторических источников, опубликованных им в 1498 году в снабжённом комментариями сборнике документов «Commentaria super opera diversorum auctorum de antiquitatibus loquentium». Книга произвела научную сенсацию и обсуждалась до XVIII века. В настоящее время Анний и его подделки изучаются с точки зрения понимания научной культуры эпохи Возрождения и развития исторической методологии.

На основе поддельных исторических хроник и надписей Анний предложил концепцию мировой истории от Адама до Средних веков, в рамках которой его родной город Витербо играл центральную роль. Назначением исторической методологии было представить фальсифицированные им источники как наиболее достоверные. Достоверными, согласно Аннию, являются записи государственных архивов и публичных библиотек, созданные и широкодоступные во времена описываемых в них событий. Наиболее авторитетными источниками Анний называл данные ономастики и эпиграфики, тогда как исторический нарратив, прежде всего созданный греческой историографией, он полагал заведомо ложным. Существенной особенностью методологии Анния был эвгемеризм, то есть отождествление мифологических персонажей с историческими деятелями. В опубликованных в 1492—1499 годах Аннием трактатах основателями этрусской и мировой цивилизации назывались Осирис (более ранних) и Ной (более поздних). Так или иначе, задолго до возникновения Великой Греции, и даже до прибытия троянцев во главе с Энеем, в Италии существовала развитая цивилизация. Около 1493 года Анний открыл для себя труды халдея Бероса, которого стал называть величайшим из варварских историков. Его труды, дополненные другими источниковедческими «открытиями», стали лейтмотивом аннианской псевдоистории, основным элементом которой является доказательство величия доримской цивилизации. Ссылаясь на Бероса, Анний утверждал, что на 108 году после потопа Ной со своими потомками прибыл в Италию и основал цивилизацию с центрами в Витербо и Ватикане.

Опровержения «трудов» Анния появились уже в начале XVI века, однако разоблачители не были едины в своей позиции и не всегда отвергали труды доминиканца целиком и полностью. До XVIII века у аннианской хронологии находились последователи и защитники.