Берос


Беро́сс, правильнее Берос (греч. Βηροσσός, лат. Berossos, эллинизированная форма аккадского имени «Бел-уцур» или «Белриушу», др.-рус. Верос) (ок. 350/340 — 280/270 до н. э.) — вавилонский историк и астролог эллинистического времени; жрец бога Бэла в Вавилоне; современник селевкидского царя Антиоха I Сотера (281—261 гг. до н. э.).

Берос прославился написанным им на греческом языке сочинением по истории древней Месопотамии — «Вавилонская (халдейская) история» (Вавилоника — Babyloniaka, Халдика — Chaldaika) в 3 томах, которое он посвятил Антиоху I Сотеру.

Возможно, что Беросу принадлежит особый труд по астрономии, название которого известно в латинском варианте — «Procreatio». Однако, под данным названием могут упоминаться отрывки из 1-й книги исторического сочинения Бероса, в которой писалось о сотворении мира.

Сведения о Беросе и его сочинениях сохранилось до нашего времени в отдельных отрывках, воспроизведённых рядом античных и средневековых авторов на различных языках (греческом, латинском, армянском, сирийском, древнерусском). На Бероса, в основном через хронологические и, в меньшей степени, через астрологические выдержки, ссылаются некоторые позднеантичные и средневековые языческие и христианские писатели.

О Беросе среди античных авторов писали на греческом языке: грамматик Аполлодор Афинский (около 180 — после 120 до н. э., «Хроника»), историк Александр Полигистор Милетский (около 100 — 40 до н. э., «Преемства»), доксограф Аетий (I век до н. э., «Мнения философов»), историк-иудей Иосиф Флавий (около 37 — около 100, «Иудейские древности», «Против Апиона»), астроном-философ Клеомед (вторая половина I века н. э., «О круговращении небесных тел»), географ Павсаний (около 110 — около 180, «Описание Эллады»), философ Клавдий Элиан (около 170 — после 222, «О природе животных». XII, 21), историк Абиден (около II века, «Об ассирийцах») и философ Атеней Навкратийский (рубеж II — III веков, «Пирующие софисты». Кн. 14, 639c).

Помимо этого, ещё и у Евдема Родосского (IV век до н. э.) приводился отрывок, соответствующий космогонии вавилонской поэмы «Энума элиш» («Когда наверху…»), взятый, очевидно, из Бероса. Намного позже, заимствуя у Евдема (имя Бероса при этом не упоминается), эти сведения из «халдейской теологии» приводит философ Дамаский Диадох (около 462 — после 538, «О началах: Апории…». III. 2.3.1, 125)