Картье-Брессон, Анри


Анри́ Картье́-Брессо́н (фр. Henri Cartier-Bresson; 22 августа 1908 — 3 августа 2004[7]) — французский фотограф, мастер реалистичной фотографии XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики, представитель документальной фотографии.

Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити.

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье (одного из них звали Андре) поступили учениками к Брессону — и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье-Брессон» стало в начале XX века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.

22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке с отцовской стороны — Анри Картье, мальчику (старшему из пяти детей) дали имя Анри.

Картье-Брессон с детства интересовался живописью. В декабре 1913 года Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввёл его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915 году, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Своим выдающимся мастерством фотографа Картье-Брессон во многом обязан образованию в качестве художника и графика[8].

В 1930 году, после начала обучения живописи и графике, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Глубокое впечатление на него произвели снимки, сделанные Эженом Атже и Андре Кертесом. Но более всего к занятию фотографией его подтолкнул снимок Мартина Мункачи известный как «Либерия», сделанный в 1929-м или 1930 году и опубликованной в 1931 году в художественном журнале «Графика и ремесла» (фр. Arts et Métiers Graphiques). Кадр запечатлел троих чернокожих подростков, голышом бросающихся в волны озера Танганьики (Танзания). Он высоко оценил художественные качества этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!» По его словам, только она оказала на него огромное влияние и стала определяющей в его жизни[9]. Увидев её он решает сосредоточиться на фотографии[10], так как этот кадр помог ему осознать, «что фотография может зафиксировать вечность в одно мгновение»[11]. В том же году в Марселе он приобрёл новинку тогдашнего рынка, фотоаппарат фирмы Leica — лёгкую малоформатную камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность[12].