Антипатр Сидонский


Антипа́тр Сидо́нский (др.-греч. Ἀντίπατρος ὁ Σιδώνιος, лат. Antipater Sidonius) — древнегреческий поэт второй половины II века до н. э. Сохранилось порядка семидесяти его эпиграмм; точное число назвать затруднительно, поскольку уже в древности существовала некоторая путаница между ним и его более поздним тёзкой Антипатром Фессалоникийским[2]. Многие стихотворения в Палатинской антологии приписаны просто «Антипатру».

Где красота твоя, город дорийцев, Коринф величавый,
        Где твоих башен венцы, прежняя роскошь твоя,
Храмы блаженных богов и дома и потомки Сизифа
        Славные жёны твои и мириады мужей?
Даже следов от тебя не осталось теперь, злополучный.
        Всё разорила вконец, всё поглотила война.
Только лишь мы, нереиды, бессмертные дочери моря,
        Как гальционы, одни плачем о доле твоей.

Стилю Антипатра Сидонского свойственна определённая высокопарность[3], риторичность[2]; он в основном избегает «лёгкой» тематики — любовной, застольной, — тяготея к более «серьёзным» поджанрам эпиграммы: эпитафии, короткой экфразе (описанию)[4].

Из предшественников поэт ориентируется в первую очередь на Леонида Тарентского[5], развивая его темы и приёмы. Несколько эпиграмм Антипатра представляют собой простые парафразы стихотворений Леонида; в Палатинской антологии они, как правило, помещены сразу после оригиналов:

Подход Антипатра к написанию эпиграммы как к риторическому упражнению, созданию новой вариации на традиционную тему особенно нагляден в его стихотворениях о медной «Тёлке» скульптора Мирона: одному двустишию Леонида (AP IX, 719 / Пейдж, № 88) соответствуют сразу пять различных версий Антипатра (AP IX, 720—724 / Пейдж, №№ 36—40).

Антипатр Сидонский считается основателем так называемой финикийской школы эпиграмматической поэзии; его последователями были Мелеагр Гадарский, Филодем, Архий и ряд других эпиграмматистов эллинизированного Востока[5].