Антисциентизм


Антисциенти́зм (от др.-греч. ἀντι- — против и лат. scientia — знания) — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного.

Степень критичности по отношению к науке довольно значительно варьируется в различных видах антисциентизма. Умеренный антисциентизм выступает, скорее, не против науки как таковой, а против агрессивного сциентизма, абсолютизации науки, гипертрофирования её практических, социальных и познавательных возможностей[1][2]. С позиций гуманизма антисциентисты подчёркивают необходимость разнообразия человеческого опыта и мировоззрения, не считая возможным принижать значимость отличных от науки видов культурной деятельности человека (искусства, религии, философии, обыденного сознания и т. д.)[2]. Вместе с тем представители умеренного антисциентизма делают акцент на том, что наука фактически незаменима в вопросах поддержания социального и познавательного прогресса.

Критика науки в целом является отличительной характеристикой радикального антисциентизма, который в своих крайних проявлениях представляет науку как враждебную по отношению к человеческой свободе силу, то есть рассматривает науку с экзистенциалистско-персоналистических позиций (например, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов)[2]. Критики от радикального антисциентизма особо отмечают неминуемые негативные последствия от использования таких результатов научной деятельности как средства массового уничтожения, ставящие под риск существование самого человечества[1]. Они также обращают внимание на техногенные катастрофы и значительное увеличение экологического воздействия на природу, вызванные техническим и технологическим прогрессом, который требует огромных энергетических затрат для поддержания своего функционирования[1]. Религиозный антисциентизм делает упор на том, что мотивация научного познания должна определяться религиозным мировоззрением[2].

Антисциентистские тенденции прослеживаются в таких философских школах, как неотомизм, экологизм, экзистенциализм[3]. Постмодернизм, философия жизни, герменевтика и структурализм также содержат элементы антисциентизма. Они подчеркивают ограничения научного познания и исследуют альтернативные способы интерпретации мира и человеческой реальности.

Ранние виды антисциентизма базировались на отличных от науки формах познания, таких как религия, искусство, нравственность. В современном мире антисциентические тенденции возникают также при критическом самоанализе самой науки. В качестве примера можно привести критику науки как «мифа современности» постпозитивистом Полом Фейерабендом.