Неотомизм


Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879 по 1962, современная версия томизма, которая представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля.

Главная составляющая неотомистского учения — это дуализм бытия (Бог) и сущего (Природа). Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, а процессы — как переход потенции в актуальность. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Неотомисты называют себя «реалистами», так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу.

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Следуя за Фомой, неотомисты различают два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая при этом, что они не противоречат друг другу.

Н. А. Бердяев отмечал в неотомизме такие черты как оптимизм, чуждость идеям преображения мира и апокалиптическим настроениям[1].

Наиболее влиятельное направление внутри неотомизма — это так называемый экзистенциальный томизм, наиболее значительным представителем которого является Этьен Жильсон. Он неоднократно подчеркивал существенный «перекос» неотомизма в сторону от теологии — к философии (что становится заметно, если сравнивать неотомизм с исходным томизмом):

...неотомизм согласен на христианскую философию при условии, что она удовольствуется быть философией и перестанет быть христианской. Этьен Жильсон. "Дух средневековой философии"[2]