Антропология права


Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей[1].

Антропология права изучает правовое бытие человечества (и составляющих его этнических групп, народов, наций) на всех стадиях развития этого бытия, от архаических до современных.

Предмет антропологии права составляют правовые системы и в целом весь комплекс правовых явлений: правовые нормы, правоотношения, идеи и представления о праве, правовые институты, процедуры и способы регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов, которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира[2]. Специфическими объектами изучения юридической антропологии являются правовой обычай, правовой плюрализм, общинное право, правосознание и правовая культура, а также нормативные системы различных субкультур, такие, например, как "воровской закон".

Юридическая антропология возникла на стыке юриспруденции с целым рядом других гуманитарных дисциплин и прежде всего — с социальной антропологией, этнологией, социологией, культурологией, историей, философией (особенно — философией истории). Из юридических дисциплин заметное влияние на юридическую антропологию оказывают история права и сравнительное правоведение.

Родоначальником и основателем науки юридической антропологии был английский юрист, историк Генри Мейн, который первым начал изучение юридическо-антропологического направления в своих трудах "Древнее право", "История древних учреждений", "Древний закон и обычай", опубликованных в 1860-х годах. В период между Первой и Второй мировыми войнами новый импульс развитию антропологии права придали исследования Б. Малиновского. Наиболее известные работы в этой области принадлежат американским и британским антропологам Е. А. Хобелю, М. Глакману, П. Боханнану, Л. Поспишилу, французскому правоведу Норберу Рулану и др.

В дореволюционной России антропология права развивалась как изучение обычного права народов Империи. В этой сфере работали такие ученые, как М. М. Ковалевский, Ф. И. Леонтович, П. С. и А. Я. Ефименко, Е. И. Якушкин и др. В советское время число исследований в этой области драматически сократилось, и эта субдисциплина стала восстанавливаться лишь с 1990-х гг.[3] Современная российская антропология права развивается по двум линиям: как субдисциплина социальной (культурной) антропологии, сосредоточенная в основном на изучении обычного права и юридического быта коренных народов, и как одна из отраслей юридической науки [4].