Фальконе, Аньелло


Аньелло (Аниэлло) Фальконе (итал. Aniello Falcone; 15 ноября 1600, Неаполь — 14 июля 1656, Неаполь) — итальянский живописец и гравёр эпохи барокко неаполитанской школы, известный баталист, современник Диего Веласкеса, с которым его часто сравнивают за выразительность работ[3].

Аньелло Фальконе родился в семье живописца и позолотчика Винченцо Фальконе (? —1648) и его жены Джованны де Лука. Он был родственником живописцев и архитекторов Никола и Пьетро Фальконе; его двоюродный дед — скульптор Андреа Фальконе (ок. 1630—ок. 1675), зять — неаполитанский живописец Филиппо Витале[4].

Аньелло рано проявил свои художественные способности. Учился в Неаполе у Хосе де Риберы, прославился искусством изображать сражения, вследствие чего получил прозвание «Оракул сражений» (Oracolo delle bataglie). Фальконе своими картинами сумел привлечь внимание фламандского коллекционера и торговца Гаспара Ромера. Так Фальконе стал одним из художников, получавших заказы от короля Испании Филиппа IV, владевшего тогда Неаполем, в частности заказ на создание серии картин из древнеримской истории для дворца Буэн-Ретиро близ Мадрида (совместно с Вивиано Кодацци; дворец не сохранился)[5].

В своей неаполитанской мастерской Аньелло Фальконе обучал молодых художников приёмам живописи. Среди его учеников были Сальватор Роза, Карло Коппола, Паоло Порпора, Андреа ди Леоне, Доменико Гарджуло.

Убийство испанцами одного из его родственников побудило Фальконе примкнуть к вооружённому отряду, известному под названием «Общество смерти» (Compania della morte) и участвовать в восстании Мазаньелло с целью «убить всех испанцев». После неудачи восстания художник бежал во Францию. Когда Неаполитанское королевство, после почти года революции, вернулось под власть Испании, бывшая мастерская Фальконе перешла к Луке Джордано.

Фальконе вместе с Сальватором Розой отправился в Рим, где его работы заметил Боргоньоне (Фоссано) и стал его другом, а француз уговорил его поехать во Францию, где Людовик XIV стал одним из его покровителей. В конце концов первый министр Жан-Батист Кольбер принял просьбу художника вернуться в Неаполь, где он умер во время эпидемии чумы 1656 года.