Кодацци, Вивиано


Вивиано Кодацци (итал. Viviano Codazzi; ок. 1604, Вальсассина — 5 ноября 1670, Рим) — итальянский живописец, мастер архитектурных пейзажей — ведут, а также фантастических композиций в жанре каприччо: пейзажей с античными руинами. Работал в Неаполе и Риме. В старых источниках он известен как «Вивиано Кодагора» или «Иль Кодагора» (Viviano Codagora, il Codagora)[5][6].

Вивиано Кодацци родился в Вальсассине недалеко от Бергамо (Ломбардия) около 1604 года. Около 1605 года его семья переехала в Рим. Живописи Вивиано, вероятно, учился в Риме. В 1633 году переехал в Неаполь, где работал над росписями в Чертоза-ди-Сан-Мартино. Крупным заказом в Неаполе для художника стала серия из четырёх больших картин на сюжеты из истории Древнего Рима (в том числе одна, изображающая гладиаторские бои в Колизее), выполненная совместно с Аньелло Фальконе и его учеником Доменико Гарджуло. Серия была предназначена для дворца Буэн-Ретиро близ Мадрида (дворец не сохранился). Фигуры в архитектурных ведутах Кодацци по обычаю, сложившемуся в работе ведутистов, обычно писали другие художники, чаще Доменико Гарджуло.

Вивиано Кодацци женился 3 мая 1636 года на Кандиде Миранде из Неаполя. У супругов было семеро детей, из которых Никколо и Антонио стали художниками[7].

Переехав в Рим после народного восстания Мазаньелло в Неаполе в 1647 году, он оставался там до самой смерти 5 ноября 1670 года, за исключением короткой поездки в Неаполь в 1653 году.

Большинство произведений Кодацци представляют собой архитектурные картины среднего размера: руины, идеальная архитектура или каприччи в пейзажной обстановке. Его творчество по специфике живописного метода относят к неаполитанской школе, хотя значительную часть жизни он провёл в Риме. «В традиционный жанр ведут Кодацци привнёс воздушную перспективу и барочное ощущение пространства»[8].

Его изображение базилики Святого Петра около 1630 года представляет собой необычный для него топографический вид, написанный в Неаполе, на нём показан старый вход в Ватиканский дворец, разрушенный при строительстве колоннады Бернини, и две колокольни, созданные по гравюре с рисунка Мартино Феррабоско, но так и не возведённые.