Ан-70


Ан-70 — украинский средний военно-транспортный, среднемагистральный грузовой (в модификации Ан-70-100; первоначальное обозначение — Ан-70Т) и среднемагистральный конвертируемый грузопассажирский (в модификации Ан-70ТК) самолёт[3], разработанный ОКБ О. К. Антонова для замены Ан-12. Проектирование самолёта было начато в 1978 году[4]. Совершил первый полёт в декабре 1994 года[5][6].

Ан-70 рассчитан на перевозку до 110 парашютистов, или до 300 бойцов с личным оружием, или до 206 раненых и больных с сопровождающими. Самолет может использоваться для парашютного десантирования боевой техники и личного состава с малых и больших высот и обеспечить оперативную переброску практически всех образцов вооружений и военной техники мотострелковых подразделений[7].

Техническое задание на проектирование нового военно-транспортного самолёта начали разрабатывать в 1976 году, но требования к тактико-техническим характеристикам самолёта неоднократно пересматривали и только в 1986 году был утверждён окончательный вариант объединённых технических требований ВВС СССР. Военные учли опыт боевых действий в Афганистане и применения военно-транспортной авиации в других локальных конфликтах[7]. В 1986 году началась полномасштабная разработка Ан-70, главным конструктором был назначен В. П. Теплов, а общее руководство программой осуществлял П. В. Балабуев[8].

Техническое задание предполагало создание самолета, на котором возможен взлет с коротких грунтовых полос полевых аэродромов, располагающихся недалеко от переднего края, который обладает высокими вертикальными скоростями при взлете и посадке, имеет защиту от ПЗРК. Он должен обеспечивать возможность перевозки всей номенклатуры подвижной техники Сухопутных войск и ВДВ. Самолет должен обладать крейсерской скоростью полета около 0,8М и высокой топливной экономичностью[7].

В 1991 году на авиационном заводе в Киеве был заложен первый прототип[8], однако после распада СССР продолжение работ было осложнено.

24 июня 1993 года между Украиной и Российской Федерацией было подписано «Соглашение о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического самолёта Ан-70 и транспортного самолёта Ан-70Т с двигателями Д-27»[9].