Ардженто, Дарио


Да́рио Ардже́нто (итал. Dario Argento; род. 7 сентября 1940, Рим, Италия) — итальянский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и композитор. Наиболее известен работой в жанре джалло. Ардженто оказал особое влияние на фильмы ужасов, в особенности на жанр слэшер. Автор многих культовых фильмов-джалло таких как: «Суспирия», «Кроваво-красное», «Птица с хрустальным оперением», «Феномен», «Дрожь», «Инферно» и т.д.

Также Ардженто писал сценарии и продюсировал другие фильмы: «Однажды на Диком Западе», «Рассвет мертвецов», «Собор» и «Демоны».

Дарио Ардженто родился 7 сентября 1940 года в Риме. Отцом Дарио был кинопродюсер Сальваторе Ардженто, который внёс значительный вклад в итальянский кинематограф послевоенного периода, а дядей — Клаудио Ардженто, сценарист и продюсер. Кинокарьера Ардженто началась в ежедневной римской газете «Paese Sera», где он работал в качестве кинокритика. В 1968 году он написал первые сценарии для фильмов, это были спагетти-вестерны. В том числе Ардженто для известного фильма Однажды на Диком Западе написал вступительные сцены, а также сцены «воспоминаний», был также помощником режиссёра Серджо Леоне. Его следующий сценарий к фильму «Один вечер за обедом» привлёк внимание Гоффредо Ломбардо, который возглавлял кинокомпанию «Титанус». В результате Ардженто в течение двух лет написал 12 сценариев для различных фильмов кинокомпании.

В 1970 году появляется первый джалло Ардженто — «Птица с хрустальным оперением». Продюсированием фильма занималась компания его отца. Выход этого фильма сделал Ардженто известным как в Италии, так и за её пределами. Впоследствии, снимая многочисленные джалло, он получил прозвище «Висконти насилия»[3]. В 1971 и 1972 годах вышли «Кот с девятью хвостами» и «Четыре мухи на сером вельвете». Эти его три фильма обычно объединяют в «животную» трилогию[3]. В 1972 году он участвовал в создании телесериала для итальянского телевидения под названием «Дверь во тьму» (итал. La porta sul buio), где выступил в качестве режиссёра и сценариста для двух новелл — «Свидетельница» (итал. Testimone oculare) и «Трамвай» (итал. Il Tram). В 1973 году вышел его новый фильм — «Пять дней Милана», в котором одну из ролей исполнил Адриано Челентано. Фильм не демонстрировался за пределами Италии и Франции и имел оттенок чёрного юмора. Фильм провалился в прокате. В 1975 году у Ардженто родилась дочь — Азия Ардженто, она также пошла по ниве кинематографа. В 1983 году Сальваторе Ардженто ушёл из кинематографа, оставив сыновьям DAC Film Company.