Арзамасский уезд


Арзама́сский уе́зд — административно-территориальная единица в составе Русского государства, позднее — Нижегородской губернии Российской империи и РСФСР, существовавшая в 15641929 годах. Уездный город — Арзамас.

Арзамасский уезд известен с допетровских времён как часть Русского царства. Образован, вероятно, в одно время с получением Арзамасом статуса русского форпоста вскоре после основания в Арзамасе русской крепости. При этом Арзамас как поселение или городище существовал на своём месте задолго до основания в нём русской крепости в 1552 году[источник не указан 241 день]. Но наличие среди участников Ливонской войны в 1563 г. цненской (232 чел.), муромской (551 чел.), нижегородской (293 чел.) и темниковской (216 чел.) мордвы означает, что Арзамасского уезда в этот момент ещё не существовало, и в силу численного преобладания муромской мордвы арзамасская мордва отнесена к Муромскому уезду[источник не указан 241 день].

Крещение мордовского народа как полноценный процесс началось в конце XVI — начале XVII вв. Основанный в 1556 г. Спасский мужской монастырь Арзамаса, являясь оплотом православия в крае, осуществлял и миссионерскую деятельность. Данный процесс не вызывал значительного сопротивления со стороны язычников. В 1628 г. в уезде насчитывалось 98 приходских церквей, включая город Арзамас. Факт влияния православного духовенства на крещёную мордву подтверждает отчёт воеводы Ю. А. Долгорукова от 16 октября 1670 г., где его посланники в Курмышский уезд были едва не казнены местными жителями, но их от этого отговорили попы. Наряду с православием, во многих мордовских деревнях в XVII веке было распространено язычество. Мордовское язычество в XVII веке, несмотря на пристальное внимание к нему властей и явное непоощрение, было еще широко распространено не только в Арзамасском уезде, но и в соседних Алатырском, Нижегородском и Темниковском.

Последующее интенсивное заселение русскими земель Арзамасского уезда вело к распространению юридических, общественных, торговых и бытовых контактов мордвы и русских. В 1628 г. в 14 из 59 мордовских деревень уезда (24 %) проживали русские бортники. При этом принятие православия приравнивалось к утере этнической идентичности и ассимиляции.

Фактически к середине XVII века мордовские крестьяне Арзамасского уезда оказались разделёнными по религиозному признаку на православных и язычников. Считая мордовских крестьян-язычников неблагонадежными, правительство стало использовать против них экономические рычаги давления, заставляя платить крупный ясак.