Назаров, Аркадий Сергеевич


Аркадий Сергеевич Назаров (1899—1987) — советский конструктор авиационных двигателей, первый главный конструктор (1930—1936) ОКБ моторостроительного завода № 29 (Запорожье)

Родился 9 марта 1899 года в селе Нижняя Оторма в Тамбовской области, в семье служащего винокуренного завода. По окончании 3-классной сельской школы поступил в реальное училище уездного города Моршанск. В 1918 году, после окончания реального училища с золотой медалью, поступил в Московское Высшее техническое училище, однако из-за материальных обстоятельств в связи с Гражданской войной вынужден был прервать учёбу и вернуться в Моршанск, где в апреле 1919 года вступил добровольцем в Красную Армию — пулеметчиком в 18-й стрелковый полк.[1]

Вскоре после вступления в Красную Армию был зачислен в технический состав 31-го авиаотряда. Осенью 1920 года командующий авиацией Западного фронта откомандировал его в числе двух лучших специалистов, имеющих среднее образование, на учёбу в Московский авиационный техникум, преобразованный в 1921 году в Военно-воздушную академию имени профессора Николая Егоровича Жуковского. На последнем курсе учёбы был назначен руководителем Комитета легкомоторной авиации Осоавиахима. После окончания академии получил назначение инженером по эксплуатации в Качинское лётное училище. Но уже через год был переведён в Главное управление ВВС Красной армии, где почти два года проработал инженером по моторам управления фабрично-заводских предприятий Военно-Воздушных Сил.[1]

В конце двадцатых годов решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома для укрепления молодой авиационной промышленности на руководящие должности было направлено 1000 инженеров из ВВС — в основном выпускников Военно-воздушной академии им. Жуковского. В апреле 1928 года Назарова перевели из ВВС в авиапромышленность. Он был назначен сначала старшим инженером, а потом начальником технического подотдела моторного отдела Всесоюзного авиационного объединения (ВАО). Работая в ВАО, участвовал в испытаниях и доработке двигателей: М-13 мощностью 820 л. с. (V-образный 12-цилиндровый), разработанного в НАМИ под руководством Н. Р. Брилинга конструкторами А. А. Микулиным, Е. А. Чудаковым, И. Ш. Нейманом и М-18 мощностью 750 л. с. (W-образный 18-цилиндровый), разработанного на заводе «Икар» под руководством А. А. Бессонова. М-18 успешно прошёл 100-часовые испытания. По предложениям ВАО, сформулированным Назаровым, А. А. Бессонов совместно с В. И. Базаровым на его основе разработали V-образный 12-цилиндровый двигатель М-19 мощностью 700 л. с., который в 1930 году успешно прошел государственные испытания. Однако, к тому времени в Германии уже была куплена лицензия на двигатель BMW VI мощностью 750 л. с. вместе с технологией и оборудованием для его производства, и под названием М-17 именно он стал выпускаться серийно заводом № 24.[1]