Артель художников


Санкт-Петербу́ргская а́ртель худо́жников — первая в истории российского изобразительного искусства независимая творческая организация, созданная живописцами, с целью получения прибыли и оказания взаимопомощи. Основана в 1863 году в Санкт-Петербурге по инициативе И. Н. Крамского. Прекратила существование в 1871 году.

9 ноября 1863 года произошёл скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, проводимом к 100-летию Академии художеств. Последовавший за этим выход художников из Академии, вошедший в историю русского изобразительного искусства, как «Бунт четырнадцати», поставил его участников в тяжёлое материальное положение.

Покинув Академию художеств, художники были обязаны освободить занимаемые мастерские, принадлежавшие Академии. Оставшись без средств к существованию и мастерских, использовавшихся не только для работы, но и для проживания[1], участники «бунта» объединяются в своеобразную трудовую коммуну, прообразом которой послужила коммуна, описанная Н. Г. Чернышевским в модном в то время романе «Что делать?»[2].

Вдохновителем идеи был И. Н. Крамской. К этому времени он уже был женат на Софье Николаевне Прохоровой, которая занялась ведением общего хозяйства[3]. Крамской избирается старшиной Артели[1] и остаётся бессменным её руководителем до самого её распада.

Артельщики снимают квартиру в доходном доме Гудкова на 17-й линии Васильевского острова, где были не только жилые комнаты, но и три большие общие художественные мастерские, в каждой из которых могли одновременно работать несколько человек. Вместе с Крамскими в общей квартире поселилось пять художников: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Фирс Журавлёв, Алексей Корзухин и Николай Шустов[2]. Остальные артельщики жили на частных квартирах.

В газете «Санкт-Петербургские ведомости» артельщики помещают рекламное объявление о приёме художественных заказов и частных уроках рисования, живописи и скульптуры. Силами Артели выполняются несколько художественных заказов: роспись иконостасов для храма в Петрозаводске и Санкт-Петербургского Горного института, устраиваются благотворительные лотереи, издаётся иллюстрированный каталог-альбом «Художественный автограф». По четвергам устраиваются сеансы рисования, чтение докладов по проблемам современного искусства.