Артхашастра


«Артхаша́стра» (IAST: Arthaśāstra) или «Каутилья Артхашастра» — древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья, Чанакья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321—297 года до н. э.).

Название произведения может быть переведено различно. Оно состоит из двух слов: артха, что обозначает материальные ценности и власть над ними (одна из четырёх пурушартх)[1][2], и шастра — санскритское слово, обозначающее правила, науку, трактат.

«Артхашастру» впервые обнаружил учёный Р. Шамашастри в XIX веке. В 1905 году он начал публикацию переводов отдельных фрагментов памятника на английский язык. Появление такого источника опровергло устоявшееся мнение об абсолютной религиозности древнеиндийской культуры.

«Артхашастру» нельзя назвать произведением полностью лишённым влияния религиозных систем, в частности индуизма. С данной проблемой связаны и споры по поводу, например, перевода названия памятника на русский язык.

Авторству и датировке произведения посвящён не один десяток монографий, тем не менее этот вопрос до сих пор не решён. Если постараться обобщить все теории, то мы получим два взаимоисключающих предположения:

Индийская традиция приписывает составление трактата главному министру при дворе царя Чандрагупты — Каутилье или, по другому прочтению, Чанакье. По этой версии, «Артхашастра» была создана в IV веке до н. э. Образ Каутильи является полулегендарным. Так, например, уже в раннем средневековье были целые циклы о Чандрагупте и Каутилье, причем не только индуистские варианты, но и буддийские и джайнские. Например, драматург Вишакхадатта посвятил им свою драму «Перстень Ракшасы» («Мудраракшаса»). Именно с помощью Каутильи ниспровергли с престола царя Нанду и утвердили первого правителя династии Маурьев. По преданию, Чанакья происходил из известного рода брахманов (хотя есть предположения, что он выходец из сельской местности, что он из шудр или из кшатриев). Появлению его на свет предшествовало знамение, предрекавшее необычную судьбу царя или его ближайшего советника. Зная это, царь изгнал из собрания Чанакью, которому пришлось скитаться по стране. Он познакомился с выходцем из влиятельного кшатрийского клана Мориев Чандрагуптой (хотя есть предположения, что он выходец из сельской местности, что он из шудр) и начал обучать его, чтобы тот стал достойным правителем. В итоге, Чандрагупта стал правителем, а Каутилья — его ближайшим советником.