Инсталляция (искусство)


Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создании интерьерного пространства.[1] Так же в последнее время слово инсталляция приобрело прямую свою интерпретацию связанную с переводом слова с английского языка. Инсталляция — это прочная металлическая конструкция, являющаяся каркасом для крепления подвесной сантехники. С помощью нее можно красиво интегрировать в интерьер ванной комнаты подвесной унитаз и закрыть трубы канализации. После установки конструкция скрывается некапитальной стеной из гипсокартона или других материалов и на виду остается только унитаз и кнопка смыва.

Отличительной чертой инсталляции от других видов искусства является применение абсолютно всех видов материалов. В инсталляции могут быть использованы как обычные материалы: дерево; металл; бумага; камень, так и абсолютно необычные: создание с помощью высоких технологий, использование переработанных материалов, частей целого, оборудования и так далее. При создании инсталляции художник не имеет никаких границ в выборе материала, для создания своей задумки.

В начале 1980-х годов в списках самых современных художников имя Йозефа Бойса стояло на первом месте. Американский художник Роберт Раушенберг работал в основном в технике коллажа и редимейда, продолжая традиции, идущие из искусства кубизма.

Для творчества американского художника Эдварда Кинхольца характерны пространства — инвайронменты. Наполненные вещами и манекенами, они напоминают застывшие сцены из какого-то сатирического спектакля. В своих композициях американец Эдвард Кинхольц использовал манекены, чучела и реальные предметы интерьера, также вводил аудиоэффекты и специально программировал запахи.

Илья Кабаков — один из лидеров советского и российского концептуализма. Вадим Захаров — художник, принадлежащий ко второму поколению московских концептуалистов. Самые известные инсталляции: «Искусство русского искусства от русского авангарда до московской концептуальной школы» (2003—2004), «Дон Кихот против интернета» (1999—2000), «Даная» (2013), «Космическая одиссея» (2014), "Ресторан «Философский пароход» (2014)[2].