Архестрат


Происходил из Гелы или Сиракуз, был современником Дионисия Младшего, Платона и Аристотеля. Автор поэмы о кулинарии, написанной эпическим гекзаметром, от которой сохранилось 62 фрагмента (334 стиха), цитируемых Афинеем в «Пире мудрецов».

Сочинение Архестрата пользовалось популярностью в эпоху эллинизма, и античные авторы давали ему разные названия: Хрисипп именовал поэму «Гастрономия» (Γαστρονομίᾳ), Ликофрон — «Гастрология», Линкей Самосский и Каллимах — «Гедипатия» (Ἡδυπαθεία), то есть «Искусство жить роскошно», или «Сладкая жизнь», Клеарх — «Деипнология» (Δειπνολογία, «Искусство обедать»), а другие — просто «Поварское искусство» (Ὀψοποιία)[1].

Начиналось оно фразой «Вот образец я даю разысканий для целой Эллады»[1], и содержало описание многочисленных блюд, закусок, вин, из которых Афиней, в основном, цитирует то, что относится к рыбе.

По словам Афинея и его источников, Архестрат, «объехавший целый мир ради вожделений желудка и того, что ниже»[2], побывал во многих местах Средиземноморья, добравшись до Меотиды, «с дотошностью землеописателей и составителей лоций» перечисляя, по его собственным словам, «где наилучшее есть из питья или снеди»[3].

Ἀλλ´ οὐ πολλοὶ ἴσασι βροτῶν τόδε θεῖον ἔδεσμα
οὐδ´ ἔσθειν ἐθέλουσιν, ὅσοι κεπφαττελεβώδη
ψυχὴν κέκτηνται θνητῶν εἰσίν τ´ ἀπόπληκτοι,
ὡς ἀνθρωποφάγου τοῦ θηρίου ὄντος· ἅπας δὲ
ἰχθὺς σάρκα φιλεῖ βροτέην, ἄν που περικύρσῃ·
ὥστε πρέπει καθαρῶς ὁπόσοι τάδε μωρολογοῦσι
τοῖς λαχάνοις προσάγειν καὶ πρὸς Διόδωρον ἰόντας
τὸν σοφὸν ἐγκρατέως μετ´ ἐκείνου πυθαγορίζειν.

Только немногие знают из смертных о лакомстве этом
Иль соглашаются есть, потому что они обладают
Смертной душой простофиль и бессилием разум разбит их.
Что ж говорят в оправданье они? Человеческим мясом
Тварь-де питается эта — как будто не всякая рыба
Станет охотно глотать человечину, коль повезет ей.
Стало быть, надо им всем, болтающим глупости эти,
Было давно перейти к растительной пище от мяса
И к мудрецу Диодору отправившись, благостно вместе
Пифагорействовать с ним.