Арыстан-Баб


Арыста́н-Баб или Арсла́н-Баб (чагат. آرسلان باب[3], каз. Арыстанбаб, кирг. Арстанбап, узб. Arslonbob) — среднеазиатский святой. По одной из легенд, потомок имама Мухаммада ибн аль-Ханафии, родной дядя и первый учитель Ходжи Ахмеда Ясави[⇨][⇨]. Согласно другой легенде, долгожитель, сподвижник пророка Мухаммеда, выполнивший указание (аманат) пророка в отношении Ясави[⇨]. Мавзолей расположен 60 км от Туркестана и является местом паломничества[⇨].

Учёные считают, что Арыстан-Баб — это полулегендарная фигура среднеазиатской мифологии. Изначальный его культ был связан с водными источниками и силами природы. В своём последующем развитии он прошёл четыре этапа[4][5].

Сперва образ пережил влияние кахтанитского (южно-аравийского) предания. В получившейся версии мифа Арыстан-Баб являлся соплеменником пророка Худа, был огромного роста и прожил 340 лет. Знал основы 33 религий и в итоге предпочёл ислам[4][5].

Период влияния шиитской секты кайсанитов сделал Арыстан-Баба потомком имама Мухаммада ибн аль-Ханафии (636—701), сына имама Али, и наделил титулом «баб» (что означает человека, обладающего необычайным знанием)[4][5]. Например, этой версии придерживается Муса Сайрами, автор трактата «История владетелей Кашгарии» и прямой потомок Арыстан-Баба[6][7]. Согласно составленной им генеалогии, святой одновременно является родным дядей своего ученика Ходжи Ахмеда Ясави[8][9].

Самаркандский богослов Наджмуддин ан-Насафи (1067—1142) сообщает, что в XI веке в Фарабе проживал сподвижник пророка по имени Йахйа ибн Настур ар-Руми. Ему было более 340 лет, он передавал 14 хадисов непосредственно от Мухаммеда[10][4][5]. В соответствии с распространённой легендой, Арыстан-Баб получил лично из рук пророка рубище и один финик с указанием (аманатом) передать их Ходже Ахмеду, сыну шайха Ибрахима, который должен родиться в Сайраме[11].

На последнем этапе Арыстан-Баб становится наставником Ходжи Ахмеда Ясави (1103—1166), основателя влиятельного суфийского тариката Ясавия[10][4][5]. По одной из версий, святой являлся старшим из шейхов города Ясы и стал первым учителем для юного Ахмеда, впоследствии продолжившего своё образование у Юсуфа Хамадани в Бухаре[12][13].