Атоммаш


«Атомма́ш» — крупнейшее в СССР, а впоследствии в России производственное объединение атомного энергетического машиностроения. Расположено в городе Волгодонске Ростовской области. Официально введено в эксплуатацию в 1978 году. Является одним из основных поставщиков оборудования для предприятий атомной промышленности, нефтегазового комплекса, тепловой энергетики. В 2012 году «Атоммаш» стал производственным филиалом ЗАО «АЭМ-технологии» (входит в АО «Атомэнергомаш» — машиностроительный дивизион государственной корпорации «Росатом»[3][4][5].

В конце 1960-х годов в СССР возникла проблема с нехваткой электрической энергии, в будущем грозящей затормозить экономическое развитие страны. Для этого требовалось производство новых энергоблоков АЭС, необходимое количество которых действующие заводы атомной тематики не могли поставить[6]. Для этого 26 ноября 1969 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было объявлено о строительстве Волгодонского завода тяжёлого машиностроения (ВЗТМ). А 22 мая 1970 года комиссия Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР участвовала в выборе площадки для строительства завода в районе города Волгодонска Ростовской области[7]. Под строительство ВЗТМ была выбрана территория на противоположном от Волгодонска берегу Сухо-Соленовского залива. Для этого вначале отвели 200 гектаров земель совхоза имени А. Черникова и 200 гектаров совхоза «Добровольский». 8 июля 1972 года начался официальный набор рабочих и специалистов на строительство ВЗТМ. В период 1971—1973 годов осуществлялось создание инженерной инфраструктуры будущего предприятия. Географическое положение города Волгодонска выгодно отличало его от остальных в плане близости к южной металлургической базе страны и использования Волго-Донского судоходного канала для доставки на предприятие сырья, материалов, комплектующих узлов и отгрузки готовой продукции заказчикам. Водный канал значительно упрощал и удешевлял транспортировку тяжеловесных и крупногабаритных изделий в дальние регионы страны и мира через Азовское, Чёрное, Средиземное и Каспийское моря. Для производственной деятельности предприятия были построены автомобильные и железные дороги, создано авиационное сообщение. В 1972 году институтом «Гипротяжмаш» был разработан технический проект первой очереди завода[8]. На основании экспертизы Минтяжмаша и Главгосэкспертизы Госстроя СССР, в ноябре 1974 года Совет министров СССР утвердил технический проект первой очереди промышленного комплекса ВЗТМ. Были определены основные задачи по его строительству на период с 1976 по 1980 год, включавшие в себя создание и освоение мощностей первой очереди предприятия, а также подготовку и начало строительства второй очереди[7][9][10][11].