Афродизии


Фестиваль Афродизии (др.-греч. 'Αφροδίσια) был ежегодным фестивалем, проводимым в Древней Греции в честь богини любви и красоты Афродиты (др.-греч. Ἀφροδίτη Πάνδημος). Это происходило в нескольких древнегреческих городах, но было особенно важным мероприятием в Аттике и на острове Кипр, где в честь Афродиты отмечалось великолепное празднество. Фестиваль проводился в течение месяца Гекатомбеон, который современные учёные определяют, начиная с третьей недели июля до третьей недели августа по григорианскому календарю.[1]

Афродите поклонялись в большинстве городов Кипра, а также в Китире, Спарте, Фивах, Делосе и Элиде, а её самый древний храм находился в Пафосе. В текстовых источниках прямо упоминаются фестивали Афродисии в Коринфе и Афинах, где многие проститутки, проживавшие в городе, отмечали этот праздник как средство поклонения своей богине-покровительнице.[2]Хотя в текстовых источниках нет упоминания о празднике Афродизии в Китире, Фивах или Элиде, вероятно, празднество совершалось, поскольку текстовые и иконографические источники указывают на существование культа Афродиты Пандемос на этих территориях. Фестиваль Афродизии был одной из самых важных церемоний в Делосе, хотя мы не очень много знаем о деталях празднования. Надписи просто указывают, что фестиваль требовал покупки канатов, факелов и дерева, которые были обычными расходами всех делийских фестивалей.[3]

То, что мы знаем о ритуалах фестиваля Афродизии, согласуется с представлением Афродиты в иконографии и тексте. Например, первый ритуал фестиваля должен был очистить храм кровью голубя, которого мы знаем как священную птицу Афродиты. После этого верующие несли священные изображения богини, а также Пейто в процессии, которая должна была быть омыта. На Кипре участникам, посвящённым в Мистерии Афродиты, предлагалась соль, представляющая связь Афродиты с морем и хлеб, испечённый в форме фаллоса. Связь Афродиты с морем хорошо документирована и берёт своё начало в Теогонии Гесиода, где он называет её «пенорождённой богиней».[4] Во время фестиваля не разрешалось совершать кровавые жертвоприношения, поскольку алтарь не мог быть загрязнён кровью жертвоприношений, которые обычно были белыми козлами. Это, конечно, исключает кровь священного голубя, сделанную в начале ритуала для очищения алтаря. В дополнение к живым козам, верующие предлагали огонь, цветы и ладан.[5] Белый козёл также является постоянным символом поклонения Афродите Пандемос. Она часто изображалась в иконографии верхом на козле, который, как известно, был плотским символом. Павсаний[англ.], афинский персонаж из Симпосия Платона остроумно заметил: «Значение черепахи и козла, которого я оставляю тем, кто хочет догадаться»[6], хитро подразумевая чувственную природу представления Афродиты.