Афроцентризм


Афроцентризм — идеология самоутверждения людей негроидной расы, направленная на подчеркивание самобытности африканских культур и их вклада во всемирную историю, а также борьбу с европоцентризмом. Возник в начале 1980-х годов в среде афроамериканской интеллигенции. Главным теоретиком афроцентизма считается учёный афроамериканского происхождения Молефи Кете Асанте (при рождении — Артур Ли Смит), профессор Темпльского университета. Афроцентризм нацелен на самоопределение негроидной расы и ценностное возвышение африканских культур и является панафриканской точкой зрения для изучения культуры, философии и истории.[1] Представители этого движения стремятся проводить исследования предметов мировой истории, рассматривая их с точки зрения народов Африки и африканских государств. В своих методологических исследованиях они занимают критическую позицию по отношению к европоцентристским представлениям о мировой истории.

Афроцентризм зародился в трудах афроамериканских интеллектуалов на рубеже XIXXX веков под влиянием коренных социальных изменений в Соединенных Штатах и Африке: отмены рабства и упадка колониализма. После окончания Гражданской войны в США, афроамериканцы из южных штатов начали формирование общин, чтобы избежать контроля со стороны белых, и упорно трудились, чтобы получить образование. Вопреки жестокой расовой дискриминации и сегрегации, они стали занимать все более активную гражданскую позицию.[2] Представители афроамериканской интеллигенции занялись вопросами переоценки африканской культуры, её достижений и их значения для современного человека.[3]

Как идеология и политическое движение, афроцентризм берет свое начало в активистском движении среди представителей интеллигенции афроамериканского происхождения, политических деятелей и историков в рамках движения за гражданские права чернокожих в США.

В 1980 году Молефи Кете Асанте предложил социокультурную теорию афроцентризма с целью создания особенной формы коллективной идентичности представителей африканских культур. В основу теории, призванной перевернуть сознание афроамериканцев, была положена идея центрального положения африканского континента и всех людей африканского происхождения в мировой истории. Для того, чтобы освободиться от навязанного годами рабства и сегрегации и передаваемого по наследству комплекса неполноценности негроидной расы, теоретики афроцентризма во главе с Асанте предложили афроамериканцам трансформировать собственное самосознание, обратившись к своим африканским культурным корням.

Профессор Колледжа Уэллсли Мэри Лефковиц в своих трудах называла идеологию афроцентризма псевдоисторической,[4] излишне реактивной[5] и упрямо терапевтической[6].

Кваме Энтони Аппиа, философ ганского происхождения[7], отмечал, что афроцентризм стремится заменить европоцентризм, являясь такой же этноцентричной идеологией, негативно влияющей на западную культуру и её представителей.