Этноцентризм


Этноцентри́зм (от др.-греч. ἔθνος «народ, племя» + лат. centrum «центр (круга), средоточие») — мировоззрение, рассматривающее собственную культуру как образец, по которому выносятся суждения о людях других культур; «предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей»[1]. Предполагает принадлежность индивида к ярко выраженной культуре (наличие у него устойчивой идентичности, языка, традиций и обычаев)[2].

Термин ввёл в 1906 году У. Самнер, определив как «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на неё»[1]. «Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида»[3]. «Этноцентризм как механизм формирования межэтнических, межгрупповых отношений приобрел актуальность в работах Л. Гумпловича, У. Самнера, З. Фрейда и не утратил своё научное значение до сих пор»[4].

Общее понимание этноцентризма как явления в этнологии и кросс-культурных коммуникациях сводится к тому, что другие культуры воспринимаются этносом через призму собственной, по их мнению превосходящей другие культуры и расцениваемой как единственно правильная. По причине того, что большую часть времени люди проживают находясь в одной культуре, она естественным образом превращается в стандарт и создаёт некую когнитивную матрицу, которая и помогает понимать окружающий мир. Собственная культура таким образом становится центром мира и единственным мерилом для всех вещей. А если при этом что-либо не совпадает с собственной системой ценностей, типам поведения, привычными нормам или обычаям собственной культуры, то «считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему».[5]

Т. Г. Стефаненко пишет: «Следует отметить, что среди исследователей нет единодушия в отношении к этноцентризму. Советские обществоведы полагали, что этноцентризм — негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы».[6]

«Будучи в целом явлением, отягощающим отношения между различными социальными группами и их представителями, этноцентризм при этом способствует сохранению их самобытности, закреплению их особенностей. Вне этого явления процесс ассимиляции шел бы гораздо быстрее. К тому же этноцентризм является мощным стимулом внутригрупповой консолидации».[3]