Середина мира (мифология)


Середина мира — в мифологии центральная часть вселенной, одна из категорий моделирования пространства в большинстве мифологических систем. Через объект, представляющий собой середину мира, проходит мировая ось (axis mundi)[1].

Самой распространённой репрезентацией середины мира является мировое древо. Также середина мира может представляться в виде очага и огня вообще, колодца, алтаря, жертвенного столба, царского трона, солнца или иного астрономического тела, почитаемого в качестве божества, а также сакрализованных предметов, связываемых с идеей центра, например, омфал Дельфийского храма — пуп земли[1].

Согласно истории об Авимелехе из библейской Книги Судей (Суд. 9:37) Пуп Земли — это топоним около города Сихема, возможно одна из священных гор, Гризим. В Талмуде Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, на котором располагался Иерусалимский храм, считается[2] краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с него Бог начал сотворение мира. В христианстве серединой земли, Пупом Земли, считается Иерусалим, согласно псалму: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс. 73:12), а также словам пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли» (Иез. 5:5). В самом же Иерусалиме стали указывать Пуп Земли напротив входа в пещеру Гроба Господня. Это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человечества.

В мифопоэтическом сознании пространство и время не гомогенны. Высшей ценностью (максимум сакральности) обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения — центр мира (середина мира), и «в начале» — само время творения (мифическое время). Космогонические представления связаны с этими координатами, которые задают схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организуют весь пространственно-временной континуум. Ритуал (особенно календарный и прежде всего основной — годовой, отмечающий переход от старого года к новому) также соотнесён с ними. Ритуальный годовой праздник в своей структуре воспроизводит порубежную кризисную ситуацию, когда из хаоса возникает космос[3].

Для древней космографии характерно помещение обитаемого пространства в середине вселенной — средняя земля, эддический Мидгард и др. Вокруг находится область неупорядоченного — на краю земли живут великаны или иные хтонические существа. Вариантом такого деления пространства может считаться распространённое представление о воде, окружающей обитаемую сушу (мифологический мировой океан), поскольку вода в большинстве мифологий обычно связана с первоначальным хаосом, некой предвечной субстанцией[1].