Ахарняне


«Аха́рняне» (др.-греч. Ἀχαρνεῖς, на аттическом диалекте — Ἀχαρνῆς) — произведение древнегреческого комедиографа Аристофана, самая ранняя из комедий, дошедших до наших дней. Вместе с «Миром» и «Лисистратой» относится к «антивоенным» трудам автора.

Комедия впервые была представлена на празднике в честь бога вина и виноделия Диониса Ленеи в 425 году до н. э. от имени Каллистрата. Действие происходит на шестой год Пелопоннесской войны, в которую была вовлечена практически вся Эллада. Главный герой Дикеополь решает заключить сепаратный мир между своим домом и Спартой. В ходе пьесы ему удаётся переубедить воинственно настроенных ахарнян, которые сильно пострадали от спартанцев, высмеять демагогов и стратегов, по мнению Аристофана являвшихся истинными виновниками войны.

«Ахарняне» — самое раннее из сохранившихся произведений Аристофана. Его он написал в возрасте около 20 лет под именем Каллистрата[1]. На сцене комедию поставили в 425 году до н. э. на празднике Ленеи, где она заняла первое место[2]. Благодаря сценкам комедии антиковеды получили возможность реконструировать ход древнегреческих праздников в честь бога вина и виноделия Диониса[3]. Шестой год шедшая Пелопоннесская война была крайне тяжёлой для граждан обеих основных сторон конфликта — Афин и Спарты. Жители афинского дема Ахарны пострадали сильнее других: их земли были разграблены и разорены в первые годы войны войсками спартанского царя Архидама II[4].

«Ахарняне» являются самой старой из дошедших до наших дней древней аттической комедией. Произведения этого жанра художественной литературы состояли из шести частей[5].

Действие начинается на Пниксе — центральном афинском холме, где проходили Народные собрания. Скена должна была изображать три дома: Дикеополя (в дословном переводе справедливого гражданина), Еврипида и Ламаха. Дикеополь утром приходит на Пникс, чтобы ругаться с каждым, кто будет говорить не о мире. Затем вбегает прорицатель Амфитей и заявляет, что боги поручили ему заключить мир со Спартой. Амфитея прогоняют, после чего появляются афиняне, которых ранее отправили послами к персидскому царю царей. Они приводят Лже-Артабаза и утверждают, что персидский царь готов помогать Афинам. Дикеополь, угрожая персу, что изобьёт его до смерти, если не услышит правды, выведывает, что чужеземцы не собираются помогать Афинам. Однако пританы все равно продолжают оказывать внимание Лже-Артабазу и приглашают на почётный обед[6].