Аштадхьяи


«Аштадхьяи» или «Восьмикнижие»[1] (санскр. Ashţâdhyâyî = «восьмикнижная»[2], или «Восемь уроков»[3]), также «Панини-даршана»[4] («учение Панини»), — древнеиндийская нормативная[3] грамматика санскрита автора Панини (жил ок. V века до н. э.)[2]. Написана в форме сутр или афоризмов (числом 3996), разделённых на восемь книг (adhyâya), отсюда принятое ныне название[2]. Являет систематизацию уже существовавшей грамматической традиции (вьякарана)[3]. Стала основой главного направления индийского языковедения — создания необходимых ритуальных текстов с помощью набора правил[3]. Текст передавался устно и был записан несколько веков спустя, должен был заучиваться наизусть, чему способствовали его краткость, компактность и особенность композиции[3] .

По выражению Вильсона, грамматика Панини — «может быть самое оригинальное произведение индийского ума»[2]. Если в античной Европе происходил анализ имевшихся текстов, древняя грамматика Панини представляла собой опыт научного синтеза[3] предшествовавших трудов. Тексту подражали как в древней Индии, так и за рубежом, например в древнем Китае[3]. После знакомства с грамматикой в XIX веке, европейцы воспользовались ей в ходе создания сравнительной грамматики, в развитии фонетики, морфологии и морфонологии[3].

Индусами содержание считается боговдохновенным[3]. Делится на восемь книг-уроков (адхьяя), каждый урок — четырёхшаговый, то есть делится на четыре части (пады[en] = 1/4), составленные из кратко сформулированных сутр[3], общим числом 3996[2]. В каждой сутре всего несколько слогов-формул для соединения морфем внутри слова, для сочетания слов, для фонетических изменений (сандхи) на стыках морфем (внутреннее сандхи) и границах слов (внешнее сандхи)[3].

Содержит тщательно разработанную терминологию, отдельные термины которой (например, «сандхи») перешли в индийскую лингвистику. Содержит понятие «нулевого элемента» (нулевой формы) в языке как значимого отсутствия.[3]