Байдара


Байда́ра (чук. лыгъытвъэт, коряк. култаытвыыт, эским. аньяпик, умиак[1]) — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов. Вместимость до 30 человек. На байдарах, которые вмещали около 15 человек и имели одну или две мачты с парусами, плавали и русские промышленники[1][2][3].

Самого слова «байдара» как названия лодки нет ни в одном языке аборигенных прибрежных народов востока Азии или Америки. Оно стало применяться вместо местных традиционных названий русскими первопроходцами, которые использовали привычный им термин.

Кроме лодочной тематики, в Сибири и на Дальнем Востоке слова «бáйдара», «байдáра», «байдарка» и подобные применялись для обозначения керамического сосуда для заваривания кирпичного чая, морской раковины (моллюска), плоской возвышенности и др.

Байда́ра, байда (лодка), байдáк[4], бодак (стар.), бударка (лодка) — большие и малые гребные или парусные рыбацкие и грузовые лодки, широко распространённые в европейской части России, в том числе на Чёрном, Азовском и Каспийском морях. Это также вёсельные паромы для переправы через реки, а на Кавказе (Терек) — лодка для завода невода[5][6][7][8][9].

Байдара тихоокеанских народов представляет собой каркас, сделанный из дерева (плавника) и китовых рёбер, сшитых китовым усом. Обтягивается кожей моржа или крупных тюленей, сшиваемых жилами. Покрытие коптится и смазывается жиром. Тем не менее, лодки требуют частой сушки. У эвенов охотского побережья были также байдары из досок. Байдары были около 9 метров длиной, и в них могли уместиться примерно 12 пассажиров или 6 охотников. Имели 6, 8 и до 18 вёсел[3]. Так большие байдары алеутов в XVIII веке могли иметь 16 вёсел[10]. Иногда на байдары ставили паруса и эскимосы. Их сшивали из кишок морских животных[11].