Байкал (паром-ледокол)


«Байка́л» — паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899—1918 годах.

В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключён контракт с английской фирмой «Армстронг, Уитворт и Ко» на изготовление парома-ледокола без деревянных работ, с запасными частями.

15 января 1898 года началась сборка парома-ледокола «Байкал» на судоверфи села Лиственичное. 17 июня 1899 года он был спущен на воду.

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенный ледокол «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая[1]. После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по Транссибирской магистрали.

С началом Гражданской войны паром-ледокол находился в распоряжении красных и был ими вооружён пушками и пулемётами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовска, где после отступления располагался штаб и тыловые учреждения Красной Армии.

После занятия Мысовска белочехами 16 августа 1918 года паром-ледокол «Байкал» был расстрелян ими полевой артиллерией и сгорел у городской пристани[2].