Armstrong Whitworth


«А́рмстронг Уи́туорт»[1] (англ. Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd) — крупнейшая английская промышленная фирма середины XIX — начала XX века, занимавшаяся производством вооружений, постройкой судов, производством автомобилей и самолётов.

История компании началась, когда инженер Уильям Армстронг в 1847 году основал фирму по производству гидравлических механизмов. С 1856 года Армстронг занялся производством артиллерии, притом своего, нового типа (нарезных, заряжающихся с казённой части пушек).

В 1882 году компания объединилась с судостроительной фирмой Чарльза Митчелла и была названа Sir WG Armstrong Mitchell & Company. Только до 1907 года на заводе было построено 71 военное судно, в том числе многие крейсера японского флота, участвовавшие в русско-японской войне.

Для России на верфях Армстронга были построены паровой ледокол «Саратовский ледокол» (в 1894 г.), ледокол «Ермак» и паром-ледокол «Байкал». Спущенный на воду 29 октября 1898 года первый в мире ледокол арктического класса, получивший имя легендарного русского покорителя Сибири Ермака Тимофеевича, создавался при активном участии Д. И. Менделеева и адмирала С. О. Макарова, которые причастны были и к его разработке (в том числе — с испытаниями в созданном ими же Санкт-Петербургском опытовом бассейне), а в дальнейшем — входили в состав комиссии, курировавшей постройку ледокола.

В 1895 году произошло слияние компании с артиллерийской фирмой Уитворта, давнего конкурента Армстронга (сам Уитворт к тому времени уже умер) и объединённая компания получила название Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd.

В 1902 году были произведены первые автомобили, а в 1912 году — создано «воздушное отделение», в 1920 году ставшее филиалом Armstrong Whitworth Aircraft.