Ермак (ледокол, 1898)


Ерма́к — ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса. Назван в честь русского исследователя Сибири — Ермака Тимофеевича.

В 1897 году С. О. Макаров выступил с идеей строительства крупного ледокола для обеспечения круглогодичной навигации в замерзающем на несколько месяцев порту Петербурга и для летней работы в Северном Ледовитом океане[1]. В своей лекции для высокопоставленных лиц, на которой присутствовали и представители царской фамилии, Макаров представил предварительные расчёты. На основе имевшихся данных и подсчётов утверждалось, что максимальная толщина льда на Северном полюсе составляет 3,0-3,7 м, и для безостановочного движения во льду толщиной 3,7 м ледокол должен иметь мощность не менее 38 МВт (52 тыс. л. с.). Для достижения полюса летом достаточно, как утверждалось, ледокола мощностью 14,7 МВт (20 тыс. л. с.), ледопроходимость которого будет 1,1 м при постоянной скорости 4 уз и 1,6 м при скорости 2 уз. При этом Макаров выступал за постройку вместо одного, двух ледоколов вдвое меньшей мощности — по 7,35 МВт (10 тыс. л. с.) для каждого. При необходимости они могли бы работать в тандеме, когда один ледокол толкает другого и их общая мощность складывается[2]. Позже Макаров несколько изменил своё мнение и предлагал построить один ледокол мощностью 7,35 МВт для проводок летом в Енисей и зимой в Петербург, а второй ледокол мощностью 3,68 МВт (5 тыс. л. с.) для проводок до Оби летом и до Риги зимой[3]. Министр финансов Витте предложил пока ограничиться постройкой только одного пробного ледокола мощностью 7,35 МВт[4].

В ноябре 1897 года правительство одобрило выделение средств на постройку ледокола, и комиссия во главе с вице-адмиралом С. О. Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский, Р. И. Рунеберг, Ф. Я. Поречкин, адмирал Ф. Ф. Врангель и другие. В том же году был объявлен конкурс на постройку судна, по результатом которого в начале 1898 года был заключён договор с заводом Армстронг в Великобритании. Завод обещал построить ледокол в течение 10 месяцев за 1,5 млн рублей[4].

Ледокол был заложен в Ньюкасле. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые арктические льды. «Ермак» был спущен на воду на месяц позже контрактного срока и после заводских испытаний был принят в эксплуатацию.

19 февраля 1899 на корабле был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). 21 февраля ледокол вышел на родину, в Финском заливе его ждал сплошной лёд (в ту зиму лёд в заливе был необычайно тяжёлым толщиной до метра). 1 марта достигли кромки льда. Некоторое время ледокол продвигался очень легко со скоростью 7 узлов, но в районе острова Гогланд корабль остановился: ледяное поле оказалось слишком тяжёлым, его пришлось обходить. 4 марта корабль прибыл в Кронштадт. Корабль встречали с особым торжеством: стечение людей, военный оркестр, высокий приём.