Байкеры в кинематографе


Байкерский кинематограф — совокупность художественных фильмов (англ. biker films, biker movies), в которых основную, ключевую или важную для сюжета роль играют байкеры-мотоциклисты. Субжанр эксплуатационного кино, демонстрирующий мото- и байкерское движение как элементы привлечения внимания к фильму (англ. bikerploitation). В свою очередь, как поджанр эксплуатационного кино, фильмы о байкерах были сняты в жанрах боевиков, комедий, мелодрамах, фильмов ужасов и т. д.

Наибольшее развитие «байкерский кинематограф» получил во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х, когда движение байкеров привлекло внимание американского общества, хотя и ранее, и позднее выходили киноленты данной тематики. В основном это были низкобюджетные картины, однако среди фильмов о байкерах есть ленты, получившие высокие оценки критиков и публики — «Дикарь», «Беспечный ездок» и ряд других. В фильмах про байкеров отражались те проблемы, которые волновали общество в различные периоды — от войны во Вьетнаме, расового неравенства, роста криминалитета до проблемы «отцов и детей».

Фильмы, которые можно отнести к «байкерскому кинематографу», как массовое явление могли появиться только после появления байкерского движения как такового. Байкеры в современном понятии этого слова и, как следствие, байкерское движение «родились» после Второй мировой войны. Американские лётчики, привыкшие к риску и не нашедшие себя в мирной жизни, сменили «стальных птиц» на «железных коней». Они стали объединяться в мотоклубы и называли их именами своих эскадрилий (одна из эскадрилий называлась «Ангелы ада» (англ. Hells Angels), и в дальнейшем это стало названием одного из самых крупных и известных в мире мотоклубов «Hells Angels MC»). Данные клубы были не аморфными объединениями любителей передвижений на двух колесах, а представляли собой организации с уставами, членскими взносами, традициями, иерархией[1][2][3][прим. 1])

Байкеры — члены клуба объединены не только мотоциклом как важной частью жизни и «цветами»[прим. 2], но и общим духом, мировоззрением, приключениями, а зачастую и совместно пролитой «своей и чужой кровью» и участием в преступлениях[4][5][6]. Хотя устойчивое мнение о мотоклубах как о преступных группировках далеко не всегда соответствует истине[7][8][9][10][11][12], но для многих байкерских клубов торговля наркотиками и оружием, контроль над проституцией, рэкет и т. д. являются одним из основных источников доходов, помимо легальных салонов по продаже байков и сопутствующих товаров и мастерских по моторемонту. Подобная незаконная деятельность, часто сопровождаемая драками и нередко смертями, нашла отражение в большинстве «байкерских» фильмов.