Бальдинуччи, Филиппо


Филиппо Бальдинуччи (итал. Filippo Baldinucci, 3 июня 1625, Флоренция — 1 января 1697, Флоренция) — итальянский художник, историк искусства и историограф эпохи барокко.

Бальдинуччи родился во Флоренции в богатой и известной семье Джованни и Катерины да Валле. Члены его семьи с XIV века занимали важные государственные должности и занимались торговлей. Его отец был знаком с Филиппом Нери, основателем конгрегации ораторианцев в Риме, был в дружеских отношениях с Ипполито Галантини, основателем конгрегации христианской доктрины во Флоренции. Строгий религиозный устав, наложенный на воспитание сына, повлиял на его начальное образование в коллегиуме иезуитов. Однако Филиппо с ранних лет проявлял склонность к музыке и изобразительному искусству. Он посещал мастерскую гравёра и скульптора Якопо Марии Фоджини и более известного Маттео Росселли во Флоренции. По флорентийскому обычаю Филиппо Бальдинуччи нашёл применение своим художественным талантам в аристократическом окружении великого герцога тосканского Фердинандо II Медичи, покровителя художников, поэтов и музыкантов, на Вилле Ластра ди Эмполи (villa della Lastra di Empoli)[4].

Филиппо неплохо рисовал и лепил из глины. Некоторые из его портретных зарисовок хранятся в галерее Уффици во Флоренции. В 1664 году он получил должность казначея кардинала Леопольдо Медичи, брата великого герцога, а после смерти кардинала стал куратором художественных коллекций великого герцога. Бальдинуччи начал активно пополнять коллекции, впоследствии составившие основу художественной галереи Уффици.

Бальдинуччи был одним из самых выдающихся биографов художников эпохи маньеризма и барокко. Выезжая по делам великого герцога в разные города, он знакомился с ранее неизвестными художниками, в частности ломбардской школы в Милане и Мантуе. Вскоре ему поручили систематизацию и расширение коллекции автопортретов художников — гордости галереи Уффици. Бальдинуччи стремился стать новым Вазари, постоянно обновляя и расширяя биографии итальянских художников, к которым добавлял жизнеописания французских, немецких и фламандских живописцев, ранее не охваченных вниманием Вазари. Его самая важная работа — биографический словарь художников: «Заметки о мастерах рисунка от Чимабуэ до наших дней» (Notizie de' professori del disegno da Cimabue in qua) в 6-ти томах, публикация которых началась в 1681 году и продолжалась после смерти автора. Издание фактически представляет собой всю историю итальянского искусства от его истоков до 1670 года. Из шести томов только три были опубликованы при жизни писателя. Бальдинуччи, в отличие от Вазари и других предшественников, не просто пересказывал истории, как было принято до него, а тщательно изучал источники, не забывал их цитировать, и в этом он является подлинным учёным. В использовании документов и архивов Бальдинуччи оказался на столетия впереди других историков искусства[5][6].