Барлуцци, Антонио


Антонио Барлу́цци (итал. Antonio Barluzzi, 26 сентября 1884 — 14 декабря 1960, Рим) — выдающийся итальянский архитектор, работавший в Святой земле.

Антонио Барлуцци родился 26 сентября 1884 года в Риме в многодетной семье, связанной потомственными узами со службой в Ватикане. Его родственники по отцу являлись секретарями Римских пап, хранителями дипломатической переписки в папской канцелярии[1]. Дед по материнской линии Андреа Бузири Вичи (1818-1911) был потомственным архитектором, служившим на Фабрике Святого Петра и отвечал за все работы, производимые в Соборе святого Петра[2].

По окончании Инженерной школы Римского Университета Ла Сапиенца он, вместе со своим братом Джулио (1878-1953), был приглашён в 1912 году на работу в Иерусалим для проектирования Итальянского госпиталя, который был ими построен в 1914 году. С началом Первой мировой войны военный инженер, лейтенант Антонио Барлуцци, возвратился в Италию. Он поступил в Папскую Римскую семинарию при Латеранской базилике. В октябре 1917 года в составе итальянского корпуса британской армии вновь направился в Иерусалим, где кустод — Глава францисканской Кустодии Святой земли отец Фердинандо Диоталлеви (1918-1925), предложил ему возвести новую церковь Преображения Господня на горе Фавор и церковь в Гефсиманском саду.

С этого времени Барлуцци становится главным архитектором многолетней широкомасштабной программы церковного строительства, организованной францисканцами. Он продумывал всё до мелочей — от основного архитектурного решения до декоративных элементов внутреннего убранства и благоустройства окружающей территории. Архитектор приглашал из Италии лучших специалистов из мастерских Рима и Милана: художников, мозаичистов, скульпторов, витражистов, резчиков по камню[3]. Новые храмы настолько гармонично вписались в местный ландшафт, что стали неотъемлемой частью облика современного Израиля.

Своё предназначение архитектор определял так: «Возможность посвятить всю свою жизнь храмам Святой Земли наполняет верой и вдохновением мой ум, мое сердце и мою душу... Я чувствую непреодолимое желание полностью отдать свои силы Святым местам в смиренном сознании, что не мне суждено явить здесь собственные мои таланты, но через меня совершается одно из чудес, которые может творить Господь. Для меня это не вопрос хлеба насущного, но вопрос духа, стремящегося осмыслить Божьи веления»[4].

Отличительной особенностью творческой деятельности Барлуцци в Святой Земле и основным принципом его работы стало отсутствие приверженности определённому архитектурному стилю. Он строил в камне символ того или иного евангельского события.