Оренбургская железная дорога


Оренбургская железная дорога — общее название двух существовавших в разное время железнодорожных организаций: частной в 1877–1893 гг. и государственной в 1934–1959 гг.

Первое предложение о соединении железной дорогой хлебной Оренбургской губернии с Самарой, а значит, с европейской частью империи, исходило от оренбургского генерал-губернатора А. П. Безака, занимавшего эту должность с 1860 по 1865 г. Речь шла лишь о конно-железной дороге, но эта идея не была реализована[1].

Сменивший Безака Н. А. Крыжановский в 1867 г. уже предлагал построить паровую дорогу, тогда же под руководством полковника Н. Г. Залесова были проведены предварительные изыскания[2]. К марту 1868 г. был готов предварительный проект, который Крыжановский представил императору и Комитету министров[3]. К 1870 г. ему удалось добиться включения дороги в высочайше утверждённый план развития железнодорожной сети страны[4]. Но лишь в ноябре 1873 г. был утверждён устав частного общества Оренбургской железной дороги[1], а 22 февраля следующего года — проект, предусматривавший проведение её «от правого берега реки Волги у станции Батраки Моршанско-Сызранской железной дороги, через город Самару от города Оренбурга с ветвью к пристани в Самаре и мостом через реку Волгу, при соединении с Моршанско-Сызранскою железною дорогою», которая как раз достраивавалась. До постройки моста через Волгу общество должно было своими средствами обеспечивать переправу.[5]

22 октября 1876 года (ст. ст.) по новому металлическому мосту через реку Сакмару торжественно проехал первый поезд[1]. Официальное открытие с молебном состоялось 1 января 1877 года. Максимальный продольный уклон пути на железной дороге был 10 ‰, наименьший радиус кривых в поворотах — 640 м [6]. Протяжённость главного пути составила 508 вёрст (541 км). Станции: Самара и Оренбург — 1-го класса, Бузулук — 2-го , Батраки, Безенчук, Кинель, Марычевка, Сорочинская и Новосергиевка — 3-го, остальные 4-го и 5-го классов[7].

Постройка дороги значительно усилила товарообмен Оренбургской губернии, стимулировала развитие торгового земледелия и переработки сельскохозяйственной продукции. За первые пять лет её работы по ней было вывезено более 40 млн пудов (655 тыс. т) хлеба[5]. Тем не менее эксплуатация дороги оказалась сложной и малодоходной, а в неурожайные годы даже убыточной[8]. Только в 1880 году был закончен полуторакилометровый мост через Волгу близ Сызрани. В том же году правление дороги два месяца не могло расчистить снежные заносы. Лишь в 1883 году для хлебных грузов были устроены крытые платформы; регулярно возникали залежи грузов[1]. В результате Оренбургская дорога, как и другие частные железные дороги России, в 1893 году была выкуплена казной и присоединена к Самаро-Златоустовской железной дороге[8].