Сызранский мост


Сызранский мост (также Александровский мост) — железнодорожный мост через Волгу в Самарской области между городом Октябрьском (правый берег) и селом Обшаровкой (левый берег) на железнодорожной магистрали Москва — Сызрань — Самара.

Строительство моста было начато 17 августа 1876 года[1]. Открыт 30 августа 1880 года[2], на момент открытия являлся самым длинным мостом Европы (1485 м, 13 пролётов)[3] и первым железнодорожным мостовым переходом через Волгу в её среднем и нижнем течении.

Построен по проекту Н. А. Белелюбского, у с. Новые Костычи, на проложенном в 1877 году участке Батраки-Оренбургской железной дороги, по линии: Сызрань-Самара (до этого действовала паромная переправа). На момент постройки моста, ширина Волги, в местности проведения работ, при низком горизонте воды, составляла: 1 версту 50 саженей (1173,48м). Глубина: 6 саженей (12,8м). Высота воды, во время весеннего разлива Волги, достигала 14 саженей (29,87м). Руководил строительством инженер Березин В. И., под началом которого трудилось около 2500 человек. Опоры возводились под руководством инженеров Рейнера и Кнорре. За сборку моста отвечал инженер Константин Яковлевич Михайловский. В реализации проекта были заняты свыше 2500 рабочих и около 100 служащих и инженерно-технических специалистов[1]. Железные фермы моста были изготовлены в Бельгии. Для каменных построек, использовался известняк из Жигулёвских Гор. Гранит, для облицовки ледорезов, доставляли из Финляндии. Строительство, по ценам того времени, обошлось в 7 миллионов 22 тысячи 698 рублей.

В 1949 году было принято решение о создании второго пути на мосту, строительство которого закончилось в 1957 году.

В 1980 году в мост врезался танкер «Волгонефть 268», однако повреждения моста не оказались серьёзными[5].

27 августа 2010 года по случаю 130-летия со дня открытия движения у моста была открыта памятная стела[6].