Березин, Владимир Ильич


Владимир Ильич Березин (настоящая фамилия Березовский (до 1868 года)[1]; 18411900) —инженер-мостостроитель, учредитель премии Березина[2]; коллежский советник (1880), статский советник (1883), действительный статский советник (1884).

В 1859 году окончил кадетский корпус Бахтина в городе Орле и в чине унтер-офицера поступил на службу во 2-й стрелковый батальон. В 1862 году был произведён в штабс-капитаны[уточнить (обс.)] и прикомандирован в Николаевскую инженерную академию в Санкт-Петербурге сначала в теоретический класс, а через год — в практический. В 1864 году Владимир Березовский с отличием окончил академию и в чине поручика оставлен репетитором по строительной механике при Военно-инженерном училище академии. С 1868 года являлся штатным преподавателем математики и строительной механики.

После покушения в 1867 году на Александра II в Париже польским анархистом Антоном Березовским, Владимир Ильич просил императора переименовать свою фамилию, на что получил 29 октября 1868 года высочайшее разрешение вместо прежней фамилии именоваться Березиным[3].

Лучшие преподаватели и офицеры академии с целью повышения своей квалификации находились в командировках в России и за рубежом. Березин тоже ездил на объекты транспортного строительства, особенно на мосты железных дорог. В конце 1868 года его командировали в Киевское крепостное инженерное управление для участия в сооружении моста под Киевом на линии КурскКиев, автором которого и был Аманд Струве. В 1872 году принимал участие в завершении окончательного варианта проекта Литейного моста, который Александр II также поручил Струве.

В 1875 году начался новый этап в жизни Березина — он занялся промышленной деятельностью в Министерстве путей сообщения, став подрядчиком частного общества Оренбургской железной дороги, и с мая этого же года был снят с довольствия в Военно-инженерной академии. Здесь судьба свела его с выдающимся инженером-мостостроителем Николаем Белелюбским, запроектировавшим для этого общества уникальный для того времени мост через Волгу у города Сызрани. В последующие годы Березин возводил спроектированный тем же Белелюбским мост через Днепр у Екатеринослава.