Кинель (станция)


Кине́ль — узловая железнодорожная станция Самарского региона Куйбышевской железной дороги, сортировочная станция сетевого значения. Расположена в городе Кинель Самарской области. Станция стыковая с Южно-Уральской железной дорогой.

В 1874 году началось строительство Оренбургской железной дороги (Батраки — Оренбург) общей протяженность 507 верст. На 155 версте линии была заложена станция с перспективой строительства ответвления на Уфу, возможно первоначально, получившая название Чарыковская, по имени помещика В. И. Чарыкова, на землях которого велось строительство. Строительство станции завершилось к концу 1875 года, в октябре 1876 года на станцию прибыл первый поезд из Оренбурга, а 1 января 1877 — из Сызрани. Станция имела 4 пути и несколько тупиков. Комплекс включал также небольшой деревянный вокзал с низкой платформой в две сажени длиной, мастерские, несколько водоёмных и служебных зданий. После смерти Чарыкова его сын заявил о неэтичности использования дворянской фамилии в местах общего пользования, и станцию переименовали в Кинель[2].

В 1885 году начато строительство Самаро-Златоустовской железной дороги, станция становится узловой. Участок Самара — Кинель стал двухпутным, причем существовавший перегон Смышляевка — Кинель из-за снежных заносов проложили по новой трассе в долине реки Самары. В этот же период на станции был построен сортировочный парк с горкой, паровозное депо на 6 стойл. Взамен деревянного здания вокзала в 1895 году построено новое кирпичное, существующее по сей день. В 1888 году станции присвоен 3-й класс. Станция продолжала активно развиваться, в 1916 году ей был присвоен 1-й класс. В годы гражданской войны развитие железнодорожного транспорта останавливается, и вновь начинается только в период индустриализации. В 1936 году станция Кинель, вошедшая в состав Куйбышевской железной дороги, становится внеклассной. В году войны Кинель — важный транзитный узел, обеспечивавший движение воинских эшелонов и эвакуацию населения[3].

В 1956—1958 годах был электрифицирован участок Куйбышев — Кинель — Кротовка, в 1959 году введена система маршрутно-релейной централизации, в 1960 году механизирована сортировочная горка, получившая горочную автоматическую централизацию и вагонные замедлители. Станция входила в число 100 решающих на сети железных дорог СССР. В 1970 году был открыт для движения Южный ход Кинель — Безенчук[4]. С 2005 года ведется масштабная реконструкция нечетной системы станции. В сортировочном парке №5 построен 4-й пучок путей, удлинены до 1050 м пути 1-го пучка[5][6]. В 2013 году релейная система горочной централизации заменена микропроцессорной (ГАЦ МН)[7]. Построены дополнительные пути в парке отправления №7, парке приема №8 и транзитном парке. Внедрена система микропроцессорной централизации (ЭЦ-МПК), система энергосберегающего освещения[8].