Куйбышевская железная дорога


Ку́йбышевская желе́зная доро́га (КбшЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги», обслуживающий железнодорожную инфраструктуру в регионах Среднего Поволжья. Дорога образована в 1936 году из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги, до 15 мая 1953 года называлась железной дорогой имени В. В. Куйбышева. Управление дороги находится в Самаре.

Первый участок открыт 25 октября 1874 года[1]. Общая протяжённость путей 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км.

Обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти. Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.

Большая часть дороги электрифицирована постоянным током (3 кВ) или не имеет электрификации вообще. Переменный ток (25 кВ) используется только на трёх небольших участках, примыкающих к смежным филиалам РЖД и обслуживающихся электроподвижным составом этих дорог, поскольку у Куйбышевской железной дороги нет своих локомотивов и электропоездов, работающих на переменном токе. По этой причине на дороге имеются четыре станции стыкования тока.

Первый участок современной Куйбышевской железной дороги (Ряжск — Моршанск) был построен в 1867 году по инициативе тамбовских помещиков и предпринимателей. Вскоре встал вопрос о соединении участка с рекой Волгой. 25 октября (по новому стилю) 1874 года в торжественной обстановке была сдана в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога. Протяжённость Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 вёрст (517 км). На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов до 120 т[1].

В 1877 году линия была продолжена до станции Кинель, через Волгу, где была налажена переправа пассажиров, грузов и багажа летом на пароходах, а зимой на санях по льду. В 1880 году по проекту профессора Н. А. Белелюбского для переправы через Волгу был построен Александровский мост, самый длинный в Европе и самый технически совершенный для того периода. В 1877 году на станции Самара была основана дорожная медицинская служба[2].